Нижегородский художественный музей

Коллекция произведений отечественного искусства ХVIII-ХХ вв. этого старейшего музея страны (1896) является одной из известнейших в России. За сто с небольшим лет своего существования музей сумел собрать хотя и небольшую, но высококлассную коллекцию русской живописи, многие работы из которой входят едва ли не во все хрестоматии по истории русского искусства.

Своеобразие и особенность нижегородского собрания объясняется ролью и значением, которые играл город и обширный Нижегородский край в истории нашей страны. На этой территории издавна располагались многочисленные дворянские и купеческие усадьбы и имения. В этих очагах усадебной культуры сосредоточивались художественные ценности. В период с 1919 по 1925 гг. фонды Нижегородского музея существенно пополнили произведениями Рокотова, Крамского, Ф.А.Васильева, Шишкина, Айвазовского. Наибольшей известностью среди произведений русской живописи первой половины ХIХ века пользуется работа К.П.Брюллова «Гадающая Светлана» на сюжет поэмы Жуковского «Светлана». Наряду с этой картиной перед посетителями московского «среза» коллекции предстали работы других высоких мастеров: И.Репин. «Мужичок из робких», И.Левитан. «Озеро. Серый день» (этюд), В.Серов. «Портрет З.Н.Юсуповой», знаменитый цикл Рериха «Майтрейя». Несколько работ Б. Кустодиева, подаренных музею М.Горьким, предстали перед посетителями выставки. Венецианской работой «Лагуна Мурано» представлен В.Поленов. Колоритны портреты русских женщин, выполненные Ф.Малявиным «Баба в желтом» и А.Архиповым «Женщина в красном». Начало ХХ века отмечено работами М.Ларионова, К.Сомова, Н.Гончаровой. Есть и картины выпускников Арзамасской академии художеств.

Арзамасская академия художеств

В 1802 г. вернулся на родину, закончив Петербургскую академию художеств, уроженец Арзамаса Александр Васильевич Ступин (1776 -1861) и открыл школу исторической и портретной живописи по примеру столичной. Это была первая провинциальная частная художественная школа в России. В школе проходили курс Академии художеств и обучались общеобразовательным предметам. За более чем полувековое существование «Арзамасской академии» из ее стен вышло 150 художников (в их числе - 7 академиков Императорской Академии художеств, которая взяла покровительство над школой Ступина с 1809 г.). Местный колорит представлен выпускниками Арзамасской школы: Н.Чернецов. «Нижний Новгород. Вид на Кремль»; А.Боголюбов. «Нижегородская ярмарка. Колокольный ряд». Вид Печерского монастыря близ Нижнего Новгорода прельстил Ал.Саврасова, известного школьникам своей хрестоматийной картиной «Грачи прилетели». Юона К.Ф. вдохновил «Закат на Волге. Нижний Новгород».

Нижегородские ярмарки

Город Нижний Новгород возник у впадения реки Оки в Волгу в 1221 г., спустя столетие стал столицей Нижегородско-Суздальского княжества. Удобное географическое положение на слиянии двух судоходных рек исстари привлекало торговцев, которые привозили сюда разнообразные товары из многих мест. На протяжении долгого времени Нижний Новгород славился своими ярмарками. Вспомним Евгения Онегина, который в последней главе, изданной особо, из Москвы едет в Нижний Новгород и видит торг у стен Макарьевского монастыря:

...перед ним

Макарьев суетно хлопочет,

Кипит обилием своим.

Позже, в 1890 г., уже в самом городе было построено специальное здание для ярмарки, в торговых рядах которого царило изобилие товаров на любой вкус. В истории нижегородских ярмарок, проводившихся в 1817-1917 гг. и в 1922-1930 гг., самым значительным событием стала Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года. Она прославилась своей «культурной программой». Выставочные павильоны проектировали лучшие архитекторы России - Александр Померанцев, Леонид Бенуа, Иван Ропет. Выступала мамонтовская частная опера во главе с Шаляпиным, давшая за время выставки 104(!) спектакля, концертировали известные музыканты Ян Кубелик и Сергей Кусевицкий. Работы для выставки создавали Валентин Серов, Константин Коровин, Иван Шишкин и множество других художников. Специально к выставке Константин Маковский создал самое большое (по размеру) панно «Воззвание Минина». Позже для него специально пристроили к особняку нижегородского головы Сироткина помещение, где и ныне демонстрируется превосходящее все мыслимые размеры полотно (42 кв. м.!), посвященное одному из самых ярких исторических событий - созданию ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Еще Ломоносов сформулировал: «Идеи для живописных картин брать из русской истории». Именно к его программе близко панно Маковского «Воззвание Минина». «На Нижегородской пристани, - писал Ломоносов, - представить купца-старика на возвышенном месте, указывающего на великую возле себя кучу мешков с деньгами, а другой рукой народ помавающего. Многие, кругом стоя, ему внимают прилежно, иные деньги в чаны всыпают, иные мешки приносят, сыплют серебряные копейки из чересов; приносят в одно место разные товары; кладут пред него письменные обязательства. Все разными движениями изъявляют охоту к освобождению Отечества от разорения». На панно Маковского изображено событие, когда нижегородские жители собирают деньги и ценности на вооружение ополченцев. Дело происходит у стен Нижегородского Кремля, на берегу Волги. В центре Минин, держащий речь, рядом дьяк, записывающий пожертвования, а еще правее архимандрит Нижегородского Печерского монастыря Феодосий, зачитывающий грамоту Дионисия.

То, что центром торжества вновь введенного праздника стал Нижний Новгород, определяет, на мой взгляд, смысл Дня народного единства. Он связан с проявлением гражданских чувств нашего народа, благодаря которым был преодолен кризис государственной власти и наведен порядок на Русской земле.