Дети вырастут и станут другими, ответственными чиновниками.

Сейчас растет поколение потребителей. «Вы нам дайте, а мы подумаем, возьмем мы это или нет». Дети, которые занимались социальным проектированием, никогда не будут говорить таких слов. Они сами будут решать свои проблемы общества.

Мы учим детей видеть проблемы, очень четко взаимодействовать в сфере общественной. Говорят, что в России гражданское общество только формируется, а из чего оно формируется, и кто его формирует? Вот именно это мы и делаем.

Изначально цель проектирования - социальная адаптация наших детей.

По сути дела мы ребенка учим отстаивать свои права.

Чиновники скоро привыкнут к тому, что к ним придут и потребуют выполнения их работы.

Еще одна положительная черта данной деятельности: сейчас меняется все, и законодательство в том числе. Мы, взрослые люди, подчас не компетентны, многого не знаем. Сейчас идет социализация будущего поколения. Это не только теория, которую необходимо выучить, это хорошая практическая основа. Здесь огромный образовательный потенциал. Я бы хотела, чтобы мой сын занялся проектированием и научил меня.

Мне уже немало лет, а я до сих пор боюсь идти к чиновникам. Вдруг откажут, вдруг не так ответят. Я не смогу отстоять свою точку зрения. А дети, выступающие здесь, с интересом наблюдали за чиновниками, что они ответят им и как будут изворачиваться за невыполненное обещание. Если откажут, они еще раз придут. У них не будет того совдеповского страха, который еще присутствует у нас.

Высказывались разные мнения о дальнейшей судьбе проекта «Гражданин». Звучало предложение: такой проект должно финансировать наше государство, а не США.

В ответ на это пришлось рассказать об Ассоциации «За гражданское образование», более подробно - о деятельности благотворительного фонда «Сивитас - Россия».

Наши организаторы требуют технологичности в проектировании, это нас пугает. А пугаться не нужно. Нужно решить для себя вопрос: «Я - хочу этого или не хочу». Если для себя принято решение, то нужно пробовать и участвовать вместе с детьми, а уж потом, после реализации проекта, проанализировать, что же получилось, а что - нет.

У нас в регионе проходит фестиваль. Нет победителей. Но дети сами осознают, кто был лучшим. Тем более что нет плохих проектов. Они все значимы по одной простой причине. Ребята сами выявили проблему и сами ее решили.

Не случайно эта деятельность названа технологией. Как в производстве - уберешь какой-нибудь этап, и это не сработает на конечный результат. Разве не важно работать со СМИ, проводить опросы, брать интервью и т.д., разве не важно уметь общаться с чиновниками? Из всего этого хаоса выбрать то, что тебе нужно в данный момент? Технология должна быть выдержана от начала до конца. Происходит наполнение детей компетенциями социализации личности ребенка.

- Хотела бы сказать в защиту того, что есть технология. Во-первых, легко начинать, когда есть уже на что опираться. Представьте, что вам, учителям истории, убрали программу и сказали, учите истории. Каждый педагог решает по-своему - чему учить и как учить. Эта технология очень хорошо адаптирована для детей. Даже я, когда разрабатывали с вами идею проекта, постоянно искала глазами книжку, чтобы еще раз посмотреть , а что же делать дальше. Чтобы ничего не упустить.

У каждого участника созрел план дальнейших действий. Я сразу пойду к директору. Какую бы роль мы ни отводили детям, если нас не поддержит администрация, то у нас ничего не выйдет. Может, не обязательно мы выйдем на конкурс, может, действительно начать с малого, с конкурса школьного.