Почему я пришел к этому? Из района мне присылают отчет - 100% детей посещают школу. И вдруг я узнаю из военкомата, что на службу в Российскую армию призван человек, имеющий начальное образование. Другой закончил шесть классов, потому что в тюремной школе не было седьмого.

Говорю: «Зачем вы меня обманываете?» Стали разбираться. И тогда мне специалисты муниципальных органов образования сказали: сплошь и рядом случаи, когда люди прописаны в Петербурге, а учатся в Новгороде. Или прописаны в Новгороде, а уехали жить в Москву. Учатся они там или нет, неизвестно. Спрашиваю: «А как же мы выполняли требования всеобуча в свое время?» Существовал такой механизм. Если с моей территории ребенок уехал в Ленинградскую область, мне должны прислать справку, что он там учится. И эти сведения подавались в виде отчетов в Министерство образования. Сегодня отчеты никому не сдают, справки мои коллеги никому не присылают, никто никому не обязан. Появились новые экономические механизмы, которые заставили мигрировать население. Во-первых, из союзных республик, во-вторых, внутри России. Нет работы - уехали в другой город, сняли жилье, взяли с собой детей. Там в школу не взяли - ну и ладно, пойдем, сынок, будешь помогать мне ведра носить.

Когда я это вскрыл, я попытался установить порядок. Но в городе не пройдешь по квартирам, чтобы сделать перепись, как было раньше. Везде кодовые замки. А если попал в подъезд, то дверь тебе в квартиру не откроют. Нужны совершенно новые требования к регистрации граждан до 15-летнего возраста. Я открываю Закон о регистрации граждан на территории России. По этому закону гражданин, прибывающий на территорию Российской Федерации, должен зарегистрироваться. Он заполняет заявление по форме, предоставляет справку о своем местожительстве и воинский билет. Это чтобы не потерять военнообязанных. Но если есть конституционное право защищать Родину, то есть и конституционное право учиться, получить основное образование. Тогда почему бы не внести в комплект обязательных для регистрации документов справку с места учебы, подтверждающую, что ребенок учится. Если бы мы вписали в закон про такую справку, тогда каждый глава сельской администрации или паспортно-визовая служба ежегодно присылали бы мне список проживающих. Дают мне отчет: в такой-то школе микрорайона числятся 1600 детей, 20 из них обучаются в Ленобласти, Питере, Москве, других территориях, справки прилагаются. И тогда мы получим число зарегистрированных на территории и число обучающихся во всех субъектах Российской Федерации. Представляете, если опубликовать такой рейтинг? У одного губернатора все дети учатся, а у другого - 20% неизвестно, где находятся. Тогда и проблему беспризорников можно будет решить - мы нашли корень зла.

Я сейчас бьюсь за каждого ребенка, мы отрабатываем технологию регистрации, чтобы быть уверенными, что каждый ребенок, прописанный на территории области, получает обязательное образование. Если доступность образовательных услуг, которая гарантирована каждому гражданину, в среднем по России составляет 50%, то в нашей территории - больше 90%. Потому что мы все годы старались гарантировать гражданину это его право. Это для нас первая ценность.

Второе - качество образования. И здесь работы непочатый край. Плохо детям в школе. Они измучены программой. Независимая оценка качества знаний показала нам, что 25% выпускников 11-го класса не сдали математику. А ведь в десятый класс пошли не все дети, часть ушла в ПТУ (процентов 30%). А кто туда уходит? Более слабые. Есть ребята, которые после девятого класса никуда не пошли учиться, они еще хуже знают математику. Значит, в основной школе математику усваивают 50%. Вопрос: а кому нужна такая математика, если дети не справляются с заданиями? Мы нарушили основной принцип дидактики - дали ребенку то, что ему невозможно изучить. А если без этих знаний действительно невозможно жить, тогда давайте рассматривать новые сроки обучения, новое количество тем и новую методику и делать все возможное, чтобы все справились с этими интегралами. Надо менять содержание образования. Каждый ребенок должен учиться с хорошим настроением. Это вторая ценность.

И третье. В школе надо учить не тому, что распался Арабский халифат или Западно-Римская империя, а тому, что происходит на рынке труда, что сегодня собой представляет перспективное развитие различных отраслей экономики, что такое новый собственник, трудовое законодательство, каковы права и обязанности гражданина. Ребенок должен получить ответы на вопросы: «Как выбрать профессию? Где ее получить? Каковы гарантии государства, лично мои?» Если ребенок правильно выбрал и получил профессию, значит, образование свою роль выполнило. При этом ребенок, находясь в школе, должен получить такое воспитание, чтобы он любил себя, свое окружение, природу, чтобы был физически здоровым человеком. Вот наши основные ценности.