Уже год в небольшом уральском городке Кушва действует школьная дума. В ее составе - пятнадцать народных избранников, выбранных в результате голосования по городским округам. Пытаются решать основные проблемы учащейся молодежи. Под руководством председателя думы - девятиклассника школы №20 Александра Романова и ее куратора - историка Якова Сосновских.

Совсем недавно бюджет молодежного органа самоуправления прошел последнюю стадию рассмотрения. И был утвержден. Невелик, правда, - всего 100 тысяч рублей на год. Но все же и это подспорье в добрых делах.

Об одном из социальных проектов, реализованных молодыми чиновниками, говорит весь город. Школа №2 расположена на окраине Кушвы. Поблизости - ни одного спортклуба. И у самого учебного заведения давно нет спортплощадки. Вернее, есть, только очень запущена. Чтобы восстановить, нужны и средства, и силы. Вот на одном из совещаний думы депутаты-школьники и постановили: «Площадке жить!» Выделили пять тысяч рублей на ремонт, закупили краску, кисти и другой необходимый хозяйственный инвентарь. И обустроили баскетбольную площадку, сделали яму для прыжков в длину, восстановили полосу препятствий и обновили спортивный зал. Кстати, площадку уже опробовали ребятишки - на ней почти сразу после ремонта были проведены соревнования дворовых команд по баскетболу.

Школьные депутаты же сейчас подумывают о восстановлении подобных спортзон около каждого учебного заведения.

Пример самоуправления школьников, студентов в области не единичный. В Невьянском районе только- только завершились выборы в молодежную думу. Двадцать избирательных округов были созданы на базе образовательных учреждений и некоторых предприятий. В итоге - у города 20 новых народных избранников в возрасте от четырнадцати до тридцати лет. «Не знаю, как дела пойдут дальше, но уже сейчас, по окончании выборов, можно отметить одно достижение юных «думцев», - говорит председатель Невьянской районной думы Владимир Ветошкин. - Взрослым кандидатам следует поучиться у молодежи».

Вот, к примеру, студенты и преподаватели механического колледжа побили все рекорды политической активности: они выдвинули 17 кандидатов на пост депутатов.

Программные заявления предлагали самые разные: от шутливых («Я веселая девчонка, вам не надо сомневаться»), до вполне серьезных («Наша жизнь в наших руках!»). В итоге один депутатский мандат получил семнадцатилетний студент Сергей Голубин, второй - преподаватель Светлана Олюшина.

В Министерстве образования области говорят, что подобные партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса - требование времени. Требование гражданского общества. И добавляют, что подобные инновации необходимо развивать и поддерживать. Только тогда ученик сам сможет формулировать собственные цели и задачи, выстраивать собственные планы продвижения своих идей и осуществлять их. А учитель будет помощником, не назидателем. И только в том случае может возникнуть настоящий обмен точками зрениями, диалог. Чего так не хватает системе образования.

Кстати, чиновники понимают, что непосредственного общения не хватает на всех уровнях системы. И управленцы сейчас стараются чаще спрашивать у рядового учителя на различных тренингах, семинарах: «Как вы считаете? Что думаете?»

На последнем годичном совещании педагогов, посвященном самообразованию, только и делали, что задавали работникам школ, колледжей, лицеев, вузов вопросы: «Какими стимулами привлечь в образование?» Перед этим всех разделили на небольшие группы, чтобы каждый мог выступить. Педагоги потом говорили, что на трибуне было уютно не всем. Но точно все оценили, что их слово, которое долгое время совсем не ценили, теперь на вес доклада министра.

В базовом документе, посвященном мероприятиям по развитию образования Свердловской области на 2004-2007 годы, вопросам самоуправления тоже уделено немало места. «Постепенно складывается система партнерских отношений между педагогами и учащимися, - прописано в документе. - Большинство детей свободно вступают в общение, открыты, общительны. Во многих общеобразовательных учреждениях работают советы старшеклассников».

К решению вопросов образования сейчас подключаются и родители. Родительские комитеты образовательных учреждений области наряду с традиционной тематикой активно обсуждают вопросы развития содержания образования, организации образовательного процесса. Складываются общественно-государственные формы управления учреждениями образования (координационные советы по образованию, попечительские советы, совет государственных опекунов, общественные советы руководителей предприятий по решению социальных проблем территорий). В самом педагогическом сообществе развиваются профессиональные общественные объединения (ассоциации, клубы, лиги). Значительной частью образовательных учреждений приобретен опыт открытых дебатов обучающихся, родителей и педагогов по проблемам образования.

Чиновники отмечают, что перспективной моделью отношений участников образовательного процесса является совместная работа над созданием и реализацией образовательной программы каждой школы, дошкольного образовательного учреждения, учреждения госвоспитания.

Конечно, самоуправлению в системе образования, диалоговым формам общения еще нужно пройти немалый путь, чтобы окрепнуть. Но главное, что лед все-таки тронулся.

Свердловская область