Инициированная новой администрацией проверка тогда показала, что у руководителей образовательных учреждений практически отсутствуют экономические рычаги управления. Сметы ДОУ и школ - во многом рабочие документы не руководителя, а централизованной бухгалтерии (ЦБ). Он не получает финансирования на текущие нужды, а просит положенные ему средства у той же ЦБ. К тому же директор в большей или меньшей степени становится просителем денег у родителей - на учебники, на ремонт, на мебель, оборудование. Тогда-то и заговорили впервые о нормативном финансировании на одного ученика по каждому типу и виду образовательных учреждений.

Бюджет отрасли образования Нижнего Новгорода был спланирован из двух частей. Одна часть - нормативные статьи: заработная плата, питание детей, текущие расходы ОУ. Вторая часть - это целевые статьи, куда относятся капитальный ремонт, коммунальные услуги, учебники, городская программа «Лето» и другие программы.

«Введение нормативного финансирования позволило нам разобраться в надтарифном фонде и использовать его стопроцентно уже перед отпусками педагогов, тогда как раньше он даже к концу года не был использован полностью», - прокомментировала тогда положительные стороны нововведения Ирина Тарасова. Школы стали получать и деньги на текущие расходы еще до летних каникул и могли подготовить лагеря отдыха.

По словам директора городского департамента, в самом начале работы по новому принципу финансирования норматив был как средство наведения порядка. И тогда было довольно смело начать сотрудничество с группой московских специалистов, которые, изучив положение дел, рассчитали норматив на одного обучающегося нижегородца. Узнав цифры, мэр города сам признался в нереальности выполнения такого финансирования на тот момент. Однако работа началась, исходя из выделенной в городском бюджете суммы и был принят фактический норматив. Неудивительно, что ножницы между расчетным нормативом и фактическим оказались настолько большими - разница составляла в десятки раз, что многие директора восприняли его в штыки, посчитав введение новшества преждевременным. Плюсом назвали лишь то, что положенные за каждого ученика деньги будут отданы на счет конкретной школы и начальники районных отделов образования не смогут их «перебросить» кому-то другому, как это было раньше.

Сегодня этот плюс также не оспаривается. Директор школы №30 Лора Антонова говорит, что из десяти лет лишь последние два года на каких-то статьях есть деньги, которыми она может распорядиться. «Раньше их вообще не было, а теперь во всяком случае у меня есть деньги на ремонт, и я точно знаю, что у меня на такой-то статье есть 16 тысяч - я их заберу. Вот звонят, что на статье «Оборудование» у нас пять тысяч осталось и нужно их использовать до конца года, так мы сегодня телевизор купили, а раньше вообще никто ничего не говорил. А сейчас, сколько ни есть - они мои, их никто не заберет».

Подтверждает слова директора школы и начальник Управления образования Ленинского района Нижнего Новгорода Елена Дейч: «Действительно, в этом году финансирование учебных заведений идет интенсивнее, чем в прошлые годы. К сожалению, не по всем статьям, но денежный поток ощущается. Например, хозяйственные расходы или приобретение товаров стоимостью до 10 тысяч рублей (оборудование, детали и так далее). Абсолютно на сто процентов профинансировали программу «Лето» (организация отдыха и занятости детей в каникулы. - И.М.). Что касается заработной платы, это прерогатива руководителей учебных заведений, и хороший директор сможет обеспечить надбавки и доплаты своим учителям, ведущим инновационную работу. Сейчас у них есть система и возможности использовать надтарифный фонд и фонд экономии заработной платы». На заре нормативного финансирования в нашем городе Елена Ефимовна была директором школы с углубленным изучением отдельных предметов №101 и тогда она была против этого введения именно из-за критериев, по которым это финансирование обещали, и из-за отсутствия денег. Сегодня Елена Дейч, как управленец, ответственный за районную систему образования, при всей положительности такого принципа финансирования отмечает и его недостатки, которые просто не были продуманы на начальном этапе, но в будущем - Елена Ефимовна надеется на это - будут учтены. «В основном принцип нормативного финансирования заключается в определении количества финансирования по числу учащегося контингента в учреждении. Это, конечно, хорошо при финансировании определенных статей - обеспечении учебно-наглядными пособиями, учебниками, организации питания и других, что основывается на количестве контингента. Но есть и обратная сторона медали. К сожалению, не учтен ПОКА принцип состояния материально-технической базы, состояния самого здания учреждения - изношенность здания, его коммуникационного оборудования и так далее. Сейчас как управленец я могу сказать, что нормативное финансирование дает возможность в определенной степени систематизировать и планировать работу по каждому учреждению - чего можно ожидать и на что можно рассчитывать. Но то, что недостает каких-то критериев, необходимо расширение спектра нормативов, - это очевидно, и над этим надо работать. Думаю, что в процессе внедрения это восполнится».

Начиная с 1 февраля 2003 года и почти в течение двух лет в Нижнем Новгороде действовала временная методика нормативного финансирования, утвержденная директором Департамента образования. В связи с введением субвенций на реализацию государственного стандарта общего образования, изменением экономической классификации с 1 января 2005 года введена новая методика нормативного финансирования. «Самой большой проблемой при формировании системы нормативов стало решение вопросов распределения расходов на осуществляемые за счет субвенций и осуществляемые за счет собственных средств городского бюджета. Проблема заключается в нечеткости законодательства - как федерального, так и регионального, и в возможности различной трактовки правовых норм, - говорит заместитель директора Департамента образования Вера Лашкина. - Еще большие проблемы вызваны изменением экономической классификации. Например, компьютерная техника и мультимедийное оборудование может быть отнесено, с одной стороны, к оборудованию и тогда оно должно приобретаться за счет средств городского бюджета. Однако, с другой стороны, компьютерная техника и мультимедийное оборудование являются техническими средствами обучения и, следовательно, их можно приобретать за счет выделяемых субвенций».

Установленный с марта 2005 года норматив увеличился по сравнению с 2003-м, но не особо придвинулся к расчетам московских специалистов. В нижегородских ДОУ на одного воспитанника сейчас полагается 2900-3400 рублей (в зависимости от категории детсада). Общеобразовательные школы получат за одного ученика 550 рублей, гимназии, лицеи и школы с «углубленкой» - 700, коррекционные школы - 3000, школы-интернаты - 10500, а детские дома - 30000 рублей.

И все же в Нижнем Новгороде двигаются вперед. Планируется, что следующим шагом, перспективой совершенствования системы нормативного финансирования станет разработка, апробация и внедрение единого норматива финансирования профильного обучения. В данном случае возможно финансирование расходов на оказание услуг по профильному обучению в 10 - 11-х классах. При этом расширяются возможности дифференциации обучения и выбора учащимися индивидуальной образовательной траектории с учетом их способностей и пожеланий. Дети смогут остаться учиться в своей школе, а профильные и элективные курсы изучать в другом общеобразовательном учреждении. При этом бюджет города будет оплачивать по нормативу профильную часть обучения учащегося именно в том ОУ, которое он выберет.

Нижний Новгород