У экономистов есть формула: развитие - увеличение возможностей. Если с этих позиций рассматривать индивидуальное обучение при реализации идеи профильного обучения, то, конечно, доступность образования для потребителя, вне всякого сомнения, растет.

Вместе с тем любое увеличение свободы нужно, конечно же, соизмерять с теми финансовыми затратами, которые на реализацию замысла потребуются. Насколько мне известно, самый лучший учебный план был у Александра I, его финансово обеспечивала Екатерина II. Конечно, там было супериндивидуальное обучение, правда, на его обеспечение работала вся страна, вся империя. Итак, ключевым становится вопрос: «За чей счет получать индивидуальное образование?» К сожалению, понятно, что далеко не каждая российская семья может сегодня обеспечить «вариативную часть индивидуального учебного плана своего ребенка» (читай - индивидуальное обучение), это нельзя не учитывать. Впрочем, если уйти от экономических проблем, поверить, что руководители «видят реалии», то...

Хорошо ли, что при профильном обучении появляется возможность удовлетворить запросы учащегося и его родителей в получении тех или иных знаний, умений, удовлетворении своих потребностей? Хорошо. Повышается ли доступность к образованию? Повышается, ибо повышается свобода каждого ученика в получении знаний. Вообще мне кажется, что любое увеличение свободы в ситуации нашей школы - благо. Доказать это очень просто, достаточно посмотреть на стандарт. Согласно этому документу школьник должен освоить массу сведений, которые мало пригодятся ему в жизни. Любой отход от обязательности изучения определенной суммы сведений, с моей точки зрения, явление позитивное. Для меня очевидно, что получение человеком определенной суммы сведений, информации к образованию не имеет никакого отношения. Современное образование - умение школьника взглянуть на реальную, жизненную ситуацию с позиции физика, химика, историка, географа и т.д. Причем не для того, чтобы стать исследователем в этой отрасли (с этим у нас всегда было все в порядке), а для того, чтобы эта ситуация разрешилась. Причем желательно в его пользу.

Анатолий КАСПРЖАК, директор образовательных программ Центра изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН)