Библиотечка

Российская музейная энциклопедия: в 2 тт. - М.: Прогресс, 2001.

Данное издание - первая попытка создания энциклопедии о музейном мире России в прошлом и настоящем. Энциклопедия включает 1500 статей о музеях, музейных деятелях, об истории и теории музейного дела. Информация объединена в пять основных блоков: исторический, теоретический, музеографический, биографический, прикладного музееведения. Особое место занимают статьи (их около 1000) о музеях, как существующих поныне, так и исчезнувших. Около 300 статей посвящены творческим биографиям российских музейных деятелей.

Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.М.Ланковой. - М., Владос, 2001.

В сборнике, подготовленном сотрудниками Тольяттинского краеведческого музея, представлены сценарии и методические разработки тематических занятий и образцы творческих заданий для юных посетителей по программе «Путешествие по реке времени». Программа сориентирована на старших дошкольников, школьников младшего и среднего возраста. Задача пособия - помочь педагогам учреждений дополнительного образования, учителям, сотрудникам музеев интересно организовать работу с детьми с учетом культурно-исторических особенностей региона и потребностей ребят.

Школьный музей на рубеже веков. Методические рекомендации/ Авторский коллектив/ Сост. М.Ю.Юхневич. - М., 2001.

В этом издании отражены результаты научно-исследовательской и практической работы Детско-юношеского центра творчества и туризма «Медведково», которая проводилась в рамках эксперимента «Школьные музеи XXI века: модели, образовательные и воспитательные технологии, подготовка педагогов школьных музеев». Здесь есть документы, регламентирующие деятельность школьных музеев.

Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике/ Министерство культуры РФ. Российский институт культурологии. - М., 2001.

В монографии обобщен материал о музейно-педагогических традициях, которые складывались в России с середины XIX века. Автор знакомит читателя со взглядами и трудами музейных деятелей прошлого, а также с работой современных специалистов. В книге рассмотрено становление музейной педагогики как формирующейся научной дисциплины, подробно говорится о культурно-образовательной деятельности музеев, рассматриваются проблемы их взаимодействия со школой.

Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.

Автор книги, предназначенной для педагогов, знакомит читателя с основными понятиями, проблемами и методиками организации и деятельности школьного музея, который рассматривается как особый феномен культуры и образования. В приложение включены Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», программа туристическо-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество» и памятка о мониторинге археологического наследия.

Основы музееведения: учебное пособие/ Отв. ред. Шулепова Э.А. - М.: Едиториал УРСС, 2005.

На новом историческом этапе развития музееведения ученые вновь обращаются к основным понятиям этой научной дисциплины, предлагая студентам теоретические основы и разнообразие музейных практик, сложившихся на начало XXI века. Дан учебный материал по музейному источниковедению и разнообразным современным технологиям. Музеи представлены как архив человеческой памяти, приобщающий посетителя к культурному наследию (подробнее см. http://urss.ru).

Составитель А.ПЕРСИН

Из сборника статей «Музей в школе: стимул к размышлению». Под общей ред. Алексеевой Е.В. - М.: НП «СТОиК», 2005