«Все музеи разные, как и мы с вами», - подхватывает директор Детско-юношеского центра Ольга МАКОВЕЦКАЯ. «Что такое сегодня школьный музей? Это визитная карточка учебного заведения, копилка краеведческих материалов по истории школы, поселка, Подольского района, то есть нашей малой и большой Родины. Сегодня наши музеи стали также центром патриотического воспитания».

В прошлом году музей Боевой славы Роговской школы Подольского района занял в таком смотре второе место. Этот музей в районе самый первый, ему больше тридцати лет.

Краеведческий музей Сынковской школы открылся весной прошлого года, он еще очень молод, как и сама школа - в сентябре она отметила пятилетие. Однако экспозиция музея очень неплохая - более 500 единиц хранения. Здесь почти нет новодела, ребята и учителя ухитряются находить вещи, которые не одно поколение служили людям, будь то соха, коса с косьем, коромысло, утюг... У хранителей музея иногда возникает почти мистическое чувство, что вещи, о которых мечтаешь, сами идут в руки. Руководитель школьного музея, зам. директора школы по воспитательной работе Людмила КОРОЛЕВА рассказывает: «Мне очень хотелось найти так называемый «крокодил». Это утюг, в который клали угли. И вдруг однажды утром подходит ко мне девочка, глазки опустила: «Может быть, это подойдет для музея?» И утюг протягивает, тот самый». Людмила Григорьевна не раз убеждалась в воспитательном «эффекте» школьного музея: «Даже те дети, к которым сложно найти подход, здесь меняются. Никогда еще я не видела отказа, самые отъявленные шалуны, а я как раз их и стараюсь привлекать, никогда себе не позволяют сломать что-то...».

Музею Толбинской школы восемь лет, а так как здание недавно капитально отремонтировали, то и музей открывали заново. Один из залов - русская изба с красным углом, печкой и самой настоящей прялкой. Во время экскурсии возникает ощущение, что машина времени перенесла тебя в другой век. Руководитель музея, зам. директора по воспитательной работе Светлана ВИНИЧЕНКО одета в сарафан. Маленькие экскурсоводы старательно рассказывают об истории самовара и русских обрядах, а также о жостовском промысле.

Дубровицы - старинная подмосковная усадьба, принадлежавшая князьям Голицыным, с уникальным храмом Знамения Пресвятой Богородицы, заложенным самим Петром Первым. Музей Дубровицкой школы состоит из трех залов. Зал 5-й гвардейской дивизии появился в 1978 году, краеведческий - в 1998-м, Боевой славы памяти погибших в локальных войнах героев-земляков - в 2003 году.

Зам. директора по воспитательной работе, руководитель патриотического объединения «Россиянин» Любовь СОБЯНИНА: «Для школы музей - действенный метод воспитания патриотических чувств детей, один из способов привлечения ребят к поисковой исследовательской работе, проектной деятельности». Когда экскурсовод-старшеклассница рассказывает об Александре Монетове, выпускнике Дубровицкой школы, собровце, погибшем в Чечне в 22 года, слезы наворачиваются на глаза у самых крепких парней. Сегодняшние ученики гордятся, что их школа носит имя Александра Монетова.

В Дубровицком школьном музее да и в других учебных заведениях Подольского района, активно используют новейшие технологии. Все экспонаты невозможно выставить, невозможно показать давно прошедшие события, например, как восстанавливался храм. Все это записано на пленку и оформлено в виде компьютерной презентации.

Мультимедиа-старина

Конечно, мультимедийная презентация ни в коей мере не может заменить изустного рассказа с показом настоящих вещей, которые хранят тепло человеческих рук. Тогда зачем нужны школьным музеям информационные технологии? Стоит ли выводить в интернет эту сферу образования и культуры? Екатерина Алексеева и Павел Белкин, руководители интернет-проекта «Школьные музеи в новом информационном пространстве», считают, что стоит: «Интернет, безусловно, не заменяя реальную экспозицию, живую экскурсию, является той возможностью, с помощью которой музей может расширяться, выставляя «объемные» и «дополнительные» экспонаты, проводя виртуальные выставки, привлекая интернет-посетителей. Благодаря новым технологиям музеи разных школ могут проводить совместные исследовательские проекты, участвовать в конкурсах и грантах. В интернете можно найти материалы для повышения квалификации актива школьного музея, информацию о конференциях, семинарах, дистанционных курсах».

Данный проект тоже размещен в интернете (http://npstoik.ru/museum), а недавно он вышел в «реал». Некоммерческое партнерство «Современные технологии в образовании и культуре» (СТОиК) при поддержке Подольского управления образования и лично начальника РУНО Евгения Куксова организовало региональную научно-практическую краеведческую конференцию для руководителей школьных музеев. К подольским коллегам приехали педагоги Рязани и Балашихи, а также особые гости - представители «больших» музеев: зав. секцией музейной педагогики Музея современной истории России Надежда ЕРМАКОВА, научный сотрудник лаборатории музееведения Музея современной истории России Людмила ГОДУНОВА, директор детского Открытого музея Москвы Марина ЮХНЕВИЧ, старший научный сотрудник музея-заповедника «Московский Кремль» Нелли ПОДОЛИНА.

К сожалению, профессиональные музейные работники не так часто обращают внимание на своих коллег-любителей, дают им советы, оценивают их деятельность. На конференции было решено активно восполнять этот пробел. Например, Музей современной истории России планирует в январе будущего года провести серию тренингов для директоров школьных музеев. Еще один итог конференции - вывод о необходимости очного обмена опытом между взрослым и детским активом.

А пока - встречаемся в интернете!