О разных поколениях учителей, а также о современных проблемах педобразования мы говорим с ректором

УрГПУ, профессором, действительным членом Академии информатизации образования и Международной академии наук педагогического образования, почетным работником профессионального образования РФ, заслуженным работником высшей школы РФ Борисом Михайловичем ИГОШЕВЫМ.

- Насколько студенты вашего времени отличались от современных?

- Отношение студентов друг к другу было более понятным, поскольку условия были совершенно иные. В таких же комнатах, где сегодня живут два-три человека, в наше время поселяли семь-восемь. Иметь место в общежитии считалось огромным везением, поскольку снять квартиру было практически невозможно. Скромная, суровая жизненная ситуация, одинаковая для всех, - неравенства, нередко осложняющего сегодняшние отношения, просто не возникало.

Кроме того, нынешний студент в большей степени свободен, понимая, что выбранная им сегодня профессия «учитель», равно как и любая другая, совершенно не означает необходимости работать по этой специальности после окончания вуза. А существовавшая во времена нашей учебы жесткая система распределения требовала три года отработать там, куда тебя направит государство, и мы твердо знали, что каждый из нас, по крайней мере на этот срок, должен быть стопроцентно готов к данной профессии. Это накладывало соответствующие опасения: если я чего-либо здесь не освою, как я потом выдержу эти три года?

- Преподаватели-кумиры, какие они были, за что их любили?

- Отношения между преподавателями и студентами, вследствие весьма небольшого количества последних, были в корне другие и, прежде всего, несравнимо более прямые, открытые. Когда сегодня на лекции в римской аудитории собирается 150 человек, ни о какой открытости и прямоте, разумеется, и речи быть не может. Образовательный процесс стал более технологичным. И потом не забывайте, что в наше время в высшую школу попадало значительно меньшее количество человек, и это были люди совершенно других качеств, нежели сейчас, в массовой школе, где есть место проявлениям не всегда позитивного толка. По большому счету необходимости в таком количестве людей с высшим образованием при качественном начальном и среднем профессиональном образовании просто нет. Вследствие не очень продуманного реформирования погибли многие высококлассные учреждения начального и среднего профессионального образования (ПТУ и техникумы), в связи с чем и возникла эта странная ориентация на высшее образование как на единственную цель. И столь массовый приход молодых людей в высшую школу объясняется тем, что им больше просто некуда пойти. В результате этой массовости университет стал восприниматься как некое зрелище, театр, причем тот контингент студентов, который его так воспринимает, разумеется, никогда не будет, да и не собирался идти работать в школу. Вот откуда появляется отношение к экзамену в духе «Ну поставьте мне пятерку, какая вам разница, я же все равно не пойду работать по специальности?..».

- Как бы вы в нескольких словах охарактеризовали УрГПУ сегодня?

- Наш университет - это прежде всего единство. Единство студентов и преподавателей. К настоящему времени этот корпоративный дух уже полностью сложился, и написанный на нашем гербе девиз «Учить и учиться!» наиболее точно характеризует главное свойство деятельности нашего вуза - взаимность процесса обучения студентов и их педагогов. По моему глубокому убеждению, именно так и должны строиться отношения в настоящем университете.

Екатеринбург