Статистика свидетельствует, что число директорских вакансий в школах Англии и Уэльса растет год от года. Так если два года назад таких вакансий насчитывалось 2460, то уже год назад их было на 300 больше. Причем каждая пятая средняя школа, разместившая, как здесь водится, в местных и национальных газетах объявление о замещении вакантной должности директора, так и не сумела найти себе требующийся «кадр»: соискателей... не оказалось!

Еще отчаяннее положение дел с директорами в школах начальных: здесь оказались незаполненными более четверти всех директорских вакансий. Школа без головы - это никуда не годится. Но что делать, если головой нынешние британские педагоги становиться не хотят? Искать причину!

Провели намедни на сей счет социологическое исследование. И обнаружили, что не в деньгах - несчастье. Заработки руководителей учебных заведений в последние годы неуклонно росли и доросли до цифр, которым могут позавидовать многие британские специалисты иных отраслей, включая и самые престижные отрасли. Так, средняя зарплата директора начальной школы сегодня составляет 45 тысяч фунтов стерлингов в год (2 млн. 295 тысяч рублей), директора средней школы - 70 тысяч в год (3 млн. 570 тысяч рублей). А если речь идет о руководстве крупной школой, то здесь уже размах зарплаты попросту министерский - 120 тысяч фунтов стерлингов.

И тем не менее не стимулируют, как выясняется, даже столь солидные заработки педагога бороться за позицию школьного головы. Потому что год от года усиливается и головная боль того, кто восседает в руководящем кресле здешнего учебного заведения. Сэр Майк Уилшоу, проработавший школьным директором на протяжении двух десятилетий, признает, что ответственность школьного руководителя в последние годы неизмеримо возросла. Получив невиданные ранее свободы и полномочия, по сути, нынешний директор оказался крайним, ответственным за все и вся. Те функции, которые ранее лежали на плечах роно, а то и, бери выше, министерства образования, отныне переложили на плечи директорские. Он - последняя инстанция в принятии едва ли не всех решений в вопросах школьной политики. Именно он полностью и целиком распоряжается финансами, кадрами, учебным планом. Именно ему доверено решать, как именно управлять его мини-государством по имени школа. Но именно с него, директора, и спрашивают «по полной программе» за конечный результат - за успеваемость. И если школа отстает хронически, то диркетор может запросто лишиться своей высокой должности, ибо вверенное ему «государство» может подлежать закрытию, слиянию с более успешным, трансформации в учебное заведение иной категории и так далее. Одним словом, меры будут приняты в случае неуспешного руководства школой самые радикальные.

Такой высокий спрос и рождает столь низкое сегодня предложение со стороны тех, кто должен был бы дерзать в школьные директора. Поэтому так драматично звучит вывод только что обнародованного в Британии социологического исследования: школы могут оказаться на пороге кризиса, потому что школьные директора становятся «вымирающей породой».

Джон Данфорд, представитель Ассоциации директоров средних школ, сказал, что педагоги не решаются сегодня участвовать в конкурсе на директорскую должность, потому что боятся не справиться с возлагаемой на них нынче ответственностью, подотчетностью, а также с нагрузками, идущими от громадья нынешних реформ в сфере образования.

Правда, как показывают исследования, более отважны в этом смысле британские леди, нежели джентльмены, потому как именно женщины-учителя начинают «подсиживать» своих коллег-мужчин на руководящих постах британской школы. И хотя традиционно школьными директорами были в Англии именно мужчины, сегодня их вытесняют с этих престижных некогда позиций женщины. Так, в начальных школах три четверти руководителей - это «директрисы», но не директора.

Выходит, слабый пол не только на Руси, но и на Альбионе - коня на скаку остановит и в «горящую» школу войдет...

Лондон