Большой секрет для маленькой компании

Не было бы счастья...

Как у любой уважающей себя звезды всегда есть своя легенда восхождения на Олимп - и чем ярче звезда, тем большими эмоциональными подробностями обрастает со временем эта легенда, так и у Троицкой начальной школы есть своя история. И, поверьте, не менее захватывающая и поучительная. Это сегодня тут претендентов десять человек на место, но так было не всегда. Восемь лет назад, когда школа только открывалась, мало кто хотел доверять ей своих «кровиночек». Нет героического прошлого - нет имени: начинать всегда трудно. Это сегодня школа похожа на уютный пряничный домик, где у каждого класса - свой кабинет с компьютером, своя маленькая столовая, туалетная комната и раздевалка. А начинали с полуразрушенного детского сада, где по углам хозяйничали мыши и тараканы, двор был завален ржавыми сейфами и сгнившими кроватями и на каждом шагу новые хозяева спотыкались о старые детские горшки. Но в тот момент выбирать не приходилось, и новоиспеченный директор Елена Михайлова и ее учителя утешали себя тем, что были бы стены, а ремонт нарастет, - и, не помня себя, мыли, красили, белили.

- У нас другого выхода не было, - вспоминает Елена Александровна, - до этого мы все работали в лицее, но однажды где-то наверху решили, что начальное звено лицею не положено. Нас решили расформировать и сослать по разным школам. Это была катастрофа: мы - слаженный коллектив единомышленников, единственные в городе работали по системе Занкова, и что же - конец всему? Все наши многолетние наработки, находки, эксперименты пойдут прахом? И тогда мы поехали за помощью к Розе Гельфановне Чураковой, которая в то время была руководителем Федерального научно-методического центра имени Л.В.Занкова. Объяснили свою беду, и она одна в нас поверила, попыталась сохранить наш коллектив. И тут удача будто вспомнила о нас: начальником городского отдела образования стала Евгения Смирнова - сегодня она уже заместитель министра образования области, - разглядевшая нашу изюминку, позволившая нам развиваться и превратиться в независимую начальную школу.

Подарок феи

Роль доброй феи в этой истории Роза Гельфановна Чуракова сыграла дважды. Видя, с каким азартом троицкие учителя идут на эксперименты, как вдумчиво, серьезно, а главное - бесстрашно берутся за непознанное и неизведанное, именно она предложила педагогам первыми опробовать новый научно-методический комплект «Перспективная начальная школа». Да, видимо, и время для перемен пришло: много лет неукоснительно следуя системе Занкова, преподаватели стали замечать, что есть в ней темы, которые все дети усвоить как следует не могут. Высокий уровень трудности, как один из теоретических принципов занковской системы обучения в трехлетней начальной школе, по словам учителей, не всегда адаптирован к учащимся более младшего возраста. Дети с каждым годом идут все менее подготовленные, все больше ребят с логопедическими проблемами и нарушением фонематического слуха, а учебники, оставаясь прежними, этого, естественно, не учитывают.

- Первой на систему «Перспективная начальная школа» и весь ее научно-методический комплект решилась я, - говорит Елена Александровна. - Прежде чем начинать бурную агитацию и кого-то во что-то втягивать, надо попробовать самой. К тому же мне хотелось чистого эксперимента: я занятой человек, директор, у меня горы административной документации и бесконечные совещания, плюс к этому - периодически «бунтующая» канализация и еще целый ворох хозяйственных проблем. Прибавьте к этому еще семью и двоих маленьких детей, и вы поймете, что даже опытному учителю-стажисту времени на феерическое творчество при таких условиях взять неоткуда просто физически. И если уж у меня, при всех моих проблемах, с новой системой начнет что-то получаться, то у моих менее загруженных коллег получится и подавно.

Опыт я провела - честнее не бывает: работала только по учебно-методическому комплексу, дополнительной литературой принципиально не пользовалась. Никаких обычных учительских фокусов, мол, это упражнение возьму из этой книжки, эту задачу - из другой, а тесты - из третьей. Что находила в УМК, то и давала. Сначала, конечно, приходилось себя перебарывать. Но потом я доверилась авторам, и они меня не подвели. Так что считаю, что это пари я у самой себя выиграла.

Плотину первого недоверия и скепсиса окончательно прорвало в тот момент, когда стало понятно, что дети вечно занятого директора на всех контрольных срезах показывают потрясающие результаты, даже более высокие, чем их сверстники, которые учатся у более опытных, творческих учителей. Соотношение «затраченные усилия - полученный эффект» было столь очевидным, что постепенно все педагоги Троицкой начальной школы перешли на новую систему и сегодня уже с трудом представляют, как можно работать по-другому.

Кто ж не знает

Машу с Мишей?

Так в чем же тут секрет? «Перспективная начальная школа» взяла все лучшее от системы Занкова, и хотя основные положения сохранились - общее развитие учащихся, обучение в зоне ближайшего развития ребенка, но вместе с тем идеи развивающего обучения более адаптированы к возрастным особенностям детей.

Во-первых, эти учебники рисуют детям полную картину мира, опираясь при этом на жизненный опыт самого ребенка. Такое в учебной литературе встретишь нечасто. Во-вторых, они учат говорить (на развитие речи тут работают не только литература и русский язык, но даже математика и «Окружающий мир»), наблюдать и... читать. Не просматривать страницы по диагонали, а именно читать - жадно и с увлечением. У ребенка вообще может сложиться впечатление, что перед ним вовсе не учебник, а занимательная приключенческая повесть про умненькую девочку Машу, ее младшего братца Мишу, про их друзей, одноклассников и замечательную учительницу Евдокию Васильевну, объяснения которой просты и доходчивы. Эта сюжетная линия захватывает читателя сразу и надолго: кому не захочется разделить с любимыми героями все их испытания? По словам Елены Александровны, дети до сих пор нет-нет, да и поинтересуются у нее, знакома ли она лично с книжной Евдокией Васильевной и на самом ли деле Миша такой бестолковый? У такой «чтивности», кстати, есть еще один серьезный плюс. Если, заболев, ребенок пропускает занятия, то отныне это уже не трагедия для родителей: прочитали, разобрали, выполнили вместе и не отстали от программы.

В-третьих, «Перспективная начальная школа» с самого начала приучает своих воспитанников работать со всевозможными словарями и самостоятельно искать информацию в самых разных источниках. Подборка словарей - и орфоэпический, и орфографический, и фразеологический, и даже этимологический - есть и в самих учебниках, и, выполняя задания, дети просто вынуждены заглядывать туда по нескольку раз за урок. Помимо этого прописана и серьезная исследовательская внеурочная деятельность: учебники предполагают систему интерактивной связи, приглашая ребят принимать участие в заседаниях гуманитарного клуба «Ключ и заря» и естественно-научного общества «Мы и окружающий мир». Дети решают задания и отправляют свои ответы в издательство «Академкнига/Учебник», а через некоторое время им приходит именной (!) ответ. Если все сделал правильно - молодец, если есть ошибки - попробуй поискать еще. И дети счастливы, чувствуя такое внимание, и авторы учебников, читая эти письма, понимают, где и что им стоит еще подкорректировать.

За видимой простотой учебно-методического комплекта скрывается серьезная научная база, тщательно выверенная практикой. Авторы - постоянные гости в Троицке. Они внимательно выслушивают замечания учителей, объясняют новые методические ходы и приемы. На следующий год в свет выходят исправленные и дополненные издания. Авторы дописывают или перекраивают «буксующие» темы прямо у школьной доски. Держать «руку на пульсе» помогают и постоянные межрегиональные семинары, бывать на которых любит даже мэр Троицка, знаменитый игрок в «Что? Где? Когда?» Виктор Сиднев. Вот и выходит, что «Перспективная начальная школа» - комплект практический, написанный не в кабинете, а в классе.

- Меня всегда оскорбляло пренебрежительное отношение преподавателей старшего звена к нам, учителям начальных классов: да какая у вас там наука, ваше дело крючки-палочки писать, - продолжает Наталья Михайлова. - Это особенно обидно, потому что на выходе с наших детей требуют самую что ни на есть настоящую науку. В этом комплекте заключен некий научный инструмент, который я, несмотря на свой шестнадцатилетний стаж, разгадать так и не смогла. Есть тут какой-то секрет, например, помогающий самым обычным детям писать грамотно. А учителя физико-математического лицея, куда наши дети уходят в пятый класс, проанализировав учебники математики, остались довольны уровнем подготовки.

В учебники литературного чтения заложен колоссальный искусствоведческий материал, сюда помещены потрясающего качества художественные репродукции, и в четвертом классе мои ребята совершенно спокойно рассуждают о Васнецове, Мане и Сезанне. Мало того, упрашивают родителей в выходные отвезти их в Третьяковскую галерею...

Еще учителей начальных классов часто обвиняют в том, что они отбивают у детей желание учиться. Но в моих ребятах плещется целое море любопытства, им все это так интересно, что, честное слово, они даже болеть стали куда реже. Поэтому, если даже вынести за скобки все содержание этой программы, лично я благодарна ей уже хотя бы за то, что она увлекает детей. Ведь, по большому счету, не так важно, чему и как мы смогли научить детей. Важно другое - хочется ли им после общения с нами учиться дальше.

Фото автора

Троицк - Москва

  • Создать зоопарк на уроке труда - обычная история, ведь второклассники давно знакомы с «Азбукой мастерства» А.А. Гриневой, Т.М. Рагозиной, И.Л. Кузнецовой