Работая психологом Детского центра социальной адаптации в разных школах столицы, мы постоянно имеем дело с «немосковскими» детьми. Очень многие из них нуждаются в социально-психологической адаптации и коррекции.

Иноязычным ребятам в московской школе почти невозможно добиться успеха, высоких оценок, признания. Как правило, они плохо знают язык, на котором им предстоит учиться и общаться много лет. Они не все понимают, не все успевают, не всегда могут высказать свою мысль. Неуспешность в учебе негативно сказывается на личностных характеристиках ребенка. Она почти автоматически в начальной школе снижает социальный статус ребенка среди одноклассников. Кроме того, наладить полноценное общение мешает низкий уровень навыков общения почти у всех младших школьников, и иноязычных и русскоговорящих. Часто дети не посещают дошкольные учреждения и имеют очень небольшой опыт взаимодействия со сверстниками. Во многих семьях культивируется воспитание ребенка в духе конкуренции.

Иноязычные ребятишки, как правило, уже в свои 7-8 лет начинают чувствовать, что русскоговорящий социум, в который они попали, их отвергает и унижает. Естественная психологическая защита в подобных обстоятельствах - «отвернуться» от этого социума, замкнуться в кругу «своих». Не принимать те нормы и правила жизни, которые исходят от «чужих». Это в лучшем случае. В худшем - появляется агрессия. Так, межнациональная напряженность получает свой потенциал с первых лет общения детей из различных этнических групп.

Между тем столица и ее ближайшие окрестности как экономически развитый регион привлекает мигрантов. Уже сейчас 20-30% учеников начальной школы здесь иноязычные. (Речь идет не о специализированных школах или гимназиях, принимающих детей по гласному или негласному конкурсу, а о самых обычных). Процент не маленький. Задача интеграции детей мигрантов в российскую культуру, в общество становится одной из первоочередных для системы образования. Задача эта комплексная.

Мы попытались внести свой вклад в ее решение. Разработанный проект называется «Все вместе».

Чтобы научить детей сотрудничать, взрослый должен решить несколько проблем.

Во-первых, создать у детей мотивацию взаимодействия, направленность на совместную работу. Многие ребята просто не представляют для себя возможность такой формы деятельности, они в ней не заинтересованы. Педагог должен показать, что делать что-то вместе - это хорошо, приятно, весело, интересно. Это дает массу положительных эмоций. Это выгодно. Потому что вместе можно сделать гораздо больше, чем в одиночку, можно больше придумать, лучше реализовать задуманное. Слова тут малоэффективны. Важен собственный опыт.

Вторая задача - обучить детей правилам, которые помогут им эффективно взаимодействовать. Как обсуждать с партнерами свои замыслы и планы; соблюдать принцип невмешательства в работу другого без его на то согласия; применять справедливые процедуры и объективные критерии при решении спорных вопросов; доводить до партнеров информацию о своих чувствах и эмоциях в корректных социально-приемлемых формах.

Опыт взаимодействия позволит не только приобрести мотивацию общения и освоить на практике применение правил, но и «почувствовать» своих партнеров по совместной деятельности и познать самого себя во взаимодействии с другими людьми. В общении огромное значение имеет невербальная составляющая. Это мимика, жесты, поза, интонация, установление дистанции.

Этим правилам, методике организации коллективной деятельности детей мы обучаем педагогов начальной школы. В 2001-2002 учебном году мы подготовили по программе «Все вместе» одну группу педагогов московских школ. В 2002-2003 учебном году благодаря поддержке Института «Открытое Общество» (Фонд Сороса) мы получили возможность значительно расширить свою деятельность. Сейчас с нами работают уже восемь групп учителей из Москвы и ближнего Подмосковья. Большую помощь в организации занятий с педагогами нам оказывает Центр гражданского образования на базе АПКиПРО (директор Татьяна Владимировна Болотина).

Ольга КРУШЕЛЬНИЦКАЯ, Антонина ТРЕТЬЯКОВА