Конечно, такое наблюдается далеко не во всех семьях. Но, к сожалению, очень нередко. Я это чувствую, вижу из разговоров моих учеников. Уроки граждановедения, на которых идет речь о семейных отношениях, об отцах и детях, об уважении детей к отцу и матери дают возможность побудить детей задуматься о том, что для них значат родители, как они должны к ним относиться, какими родителями они хотели бы стать в будущем.

В этом нам помогают произведения художественной литературы ХIХ века, которые мы используем на уроках. Ребята сами отыскивают примеры, где описаны достойные семьи. И прежде всего семьи Ростовых, Болконских из «Войны и мира». Ребята писали небольшие сочинения, в которых рассказывали, какой они представляют свою будущую семью, свои собственные роли отца или матери.

С течением времени мне приятно было узнать, что многие мои ребята стали по-другому вести себя дома, им понятнее стали те или иные поступки своих родителей. И сами родители и их дети стали ближе друг к другу. Конечно, этому способствовали и родительские собрания, и совместные походы, и поездки в театры, музеи, и совместные подготовки к классным вечерам, к различным праздникам. Я стала ощущать, как семьи Филатовых, Верейко, Ковальчук особенно заинтересованно участвуют в наших школьных делах, хотя еще в пятом классе родители этих трех семей редко бывали в классе и то по приглашению. С отцами же этих ребят я познакомилась только в седьмом классе. Теперь они мои верные помощники, особенно в дальних походах.

Марина НОВИЧКОВА, учитель граждановедения, Московская область