В центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования.

Личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией.

В последнее время наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы, услуги, но ищут прежде всего благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, чтобы он не затерялся в общей массе, была видна его индивидуальность.

Необходимость перехода к данной модели школы осознается обществом.

Учителю, работающему в модели ЛОО, необходимо осознать:

1. Возрастание системности в педагогической профессиональной деятельности и собственном сознании, что предполагает целостное восприятие и проектирование социальной ситуации развития ребенка, развитие рефлексии как одной из функций личностного поведения.

2. Расширение педагогической свободы в целевой, содержательной, процессуально-методической сферах и осознание этой свободы как права на творческое самовыражение.

3. Переход от ритуального, предписываемого исполнения методических канонов к построению собственной педагогической концепции.

4. Важность ориентации педагогического проектирования на личность ученика, а не на функциональное выполнение им учебных операций.

5. Отказ от монополии на знание безусловных истин (научных, политических, моральных, исторических, художественных и т. п.), установка на относительность всякого знания и тем самым - на диалог с воспитанником.

Изучение образцов педагогического опыта убеждает, что в основе эффективного влияния учителя на личность ребенка лежит не отдельный прием и даже не стилевая манера профессионального поведения, а достаточно сложившаяся, целостная авторская педагогическая система.

При организации личностно-ориентированного обучения учителя часто не учитывают:

функциональную асимметрию полушарий головного мозга;

половые особенности детей (асинхронная эволюция полов);

гиперактивность детей;

«левшество» детей;

тип высшей нервной деятельности (темперамент) и т. д.

«Человек, - писал К.Роджерс, - есть не то, что он есть, а то, чем он может стать». Ресурс развития человека заложен в нем самом. Педагога, который следует этим идеям, помогает самому ребенку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста», Роджерс назвал «фасилитатор» (поддерживающий). Пусть вас не отталкивает это непривычное для нашего лексикона слово.

Каковы (по Роджерсу) психологические характеристики такого педагога?

Эмпатия как способность сочувствия, понимания состояния воспитанников.

Конгруэнтность - соответствие позиции воспитанников, искренность и открытость им.

Креативность - не только способность к творчеству, но и быстрота реакции в нестандартных ситуациях, способность увлекать, реагировать с юмором.

Принятие ребенка таким, какой он есть.

Суггестивность - воздействие на эмоциональную сферу воспитанников, создание благоприятной атмосферы положительного микроклимата.

Толерантность (терпимость) - принятие права ребенка на несовпадающее с позицией педагога собственное мнение, права на ошибку.

Способность к рефлексии как самоанализ своего поведения, самоконтроль в процессе общения, помощь воспитанникам в осмыслении того, что с ними происходит.

Таким образом, анализ целевых установок образовательного процесса позволяет расширить требования, предъявляемые к профессионально-педагогической культуре учителя. Ее характеризует и способность педагога принять пространство детства и личности ребенка.

Под технологией ЛОО мы понимаем определенную систему педагогических действий, опосредованных личностными особенностями педагога, направленных на создание культуросообразной среды обучения и обеспечивающих овладение содержанием обучения на основе обмена смысловыми, индивидуальными способностями, способами учения и личного саморазвития. Самые выверенные педагогические технологии могут быть травмирующими для определенного контингента детей. Есть данные, что использование технологии Л.В.Занкова для детей со слабой, инертной нервной системой приводило к появлению неврозов. Любая технология обучения без учета индивидуальных психологических особенностей школьников может быть опасной.

Результатом малых мозговых дисфункций (ММД) может быть устойчивое нарушение слуховой памяти, тогда прием «шепотом» Ш.А.Амонашвили едва ли будет методически оправдан. Для таких детей нужна зрительная опора. Для других зрительные опоры (В.Ф.Шаталов) могут быть убийственны. Универсального лекарства от всех школьных неудач не бывает.

Выбирая любую «эффективную» технологию, отслеживайте, не вредна ли она ребенку. Внедряя новые, да и старые методики, технологии, системы, прежде всего задумывайтесь о противопоказаниях - их не может не быть. Встречаясь с поведенческими нарушениями у ребят, не спешите с оценками, подумайте над тем, что осталось за «кадром», в психике и физиологии этого ребенка. Цепь неудач или успехов приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности.

Личность школьника обретает духовную устойчивость, целостность, независимость и свободу, если в этом движении педагог сможет организовать ее встречу с ценностями, которые станут ее «личными смыслами».

Юрий ДОЛЖЕНКО,

ректор Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования