Например, в 5-м «А» классе все учащиеся справлялись с пересказом коротких текстов, но у них были трудности с пониманием терминов, конспектированием и лаконичностью речи. Приоритетными для себя большинство выбирало индивидуальную работу или работу совместно с учителем, а желаемым видом деятельности были экскурсии. С техникой счета и чтения в этом классе справлялись более 70% учеников, а с техникой письма - только 50%.

В 5-м «Б» классе затруднения возникали только при лаконичном изложении материала, но и этот показатель достигал 50%. С рисованием, пониманием терминов, пересказом текстов, логичностью пересказа, умением конспектировать и орфографическими навыками затруднений не было. Это объясняется тем, что учитель начальных классов обучал учащихся навыкам работы с опорными конспектами, свертками информации, использовал различные приемы обучения пересказу. Предпочитают учиться в парах сменного состава и группах. Из видов учебной деятельности выбрали самостоятельную работу и творческий поиск, а из видов занятий - беседы и практическую работу.

В 5-м «В» классе, перешедшем в школу из самостоятельной начальной школы микрорайона, ситуация была совершенно другая. Только 10% учащихся справились с нормами усвоения основных умений и навыков. Трудности возникли с пониманием терминов, умением пересказать короткий текст, конспектированием и другими навыками. Из приоритетных видов деятельности учащиеся выбрали в основном экскурсии, работу в группах, самостоятельную работу.

Совершенно очевидно, что в таких разных классах невозможно работать, используя одинаковые методы, способы и приемы. Поэтому даже планы уроков необходимо составлять с учетом индивидуальной и групповой дифференциации. В первом классе ребята находились под воздействием авторитарного учителя, сумевшего передать им основные знания, но не способы работы. Во втором классе ситуация изменилась - дети изучили отдельные приемы и способы творческого учения. В последнем классе, прежде чем переходить к творчеству, необходимо было организовать систематическую работу над развитием общеучебных навыков и умений. Поэтому использовались способы и приемы эвристического обучения, которые позволяют параллельно и осваивать ЗУНы, и творчески развиваться.

Конечно, подобная систематическая работа возможна только в том случае, когда весь коллектив школы работает в одном ключе. Необходимо создавать условия для развития школьников с учетом их способностей и образовательных потребностей.

В этой же параллели в 7-м классе результаты были следующими.

В 7-м «А» более 70% учеников имеют навыки чтения, письма и вычислений, 38% занимаются на «4» и «5», тройки по одному-двум предметам имеют 3%. Нет эмоционально надломленных учащихся. 89,6% ребят оценивают свое состояние в школе как комфортное.

В 7-м «Б» классе 87% школьников усвоили основные общеучебные умения и навыки, 90% оценивают свое состояние в школе как комфортное, на «4» и «5» занимаются 33%.

В 7-м «В» классе 13% хорошистов, 6% имеют тройки по одному-двум предметам, с оптимальной скоростью читают уже 59% учащихся. И хотя этого по-прежнему недостаточно, прогресс очевиден. Уровень комфортности - 73%.

Таким образом, успешность обучения зависит от очень большого набора условий. Учителю приходится решать не только узкопредметные задачи, но широкий спектр общеучебных.

Выбор оптимального уровня сложности заданий, текстов, темпов и организации урока зависит от полученных данных. Индивидуальная работа применяется тогда, когда ученик способен сам выполнить учебное задание, а групповая - когда предлагается сложное творческое задание, которое необходимо обсудить.

Жанна СУХОДИЛЬСКАЯ, учитель истории и обществознания СШ №1, г. Кашина, учитель года Тверской области-2003