Продолжение. Начало в №№ 39, 41, 43, 45

Более подробная информация, содержащая необходимые формулы и таблицы, в формате PDF:

Скачать/Просмотреть. (Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Одновременно с нормативами бюджетного финансирования утверждается перечень республиканских поправочных коэффициентов, а также Порядок применения поправочных коэффициентов к нормативу бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений (с 2004 года - Правила), которые утверждаются ежегодно постановлением Кабинета министров Чувашской Республики. В 2004 году при расчете норматива используются:

- Перечень предельных поправочных коэффициентов, учитывающих малокомплектность школ и особенности организации образовательного профиля в коррекционных школах, лицеях и гимназиях, на 2004 год, утвержденный постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 25.12.2003 №336.

- Правила применения поправочных коэффициентов к нормативу бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений в 2004 году, утвержденные постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 25.12.2003 №337.

На 2004 год нормативы бюджетного финансирования разрабатывались Министерством финансов Чувашской Республики на основе фактически сложившихся расходов на 1 учащегося в 2003 году по каждой статье расходов с применением коэффициента повышения в 2004 году. При этом выделялись два компонента:

1. Учебные расходы, в состав которых включаются затраты, необходимые для обеспечения государственной программы, и затраты социального характера;

2. Эксплуатационные расходы, в состав которых включаются затраты по эксплуатации и содержанию основных фондов образовательных учреждений.

В настоящее время нормативные расходы на региональном уровне определяются в части финансирования государственного стандарта образования и включают в себя расходы на оплату труда с начислениями, учебные расходы, необходимые для обеспечения учебного процесса, и часть расходов социального характера. Такая структура регионального норматива предусмотрена на 2005 год. Расходы на содержание из структуры норматива исключены, в том числе и на местном уровне.

Поправочные коэффициенты (которые распространяются на учебные расходы) рассчитываются финансово-экономическим отделом Министерства образования Чувашской Республики. На основе республиканских поправочных коэффициентов муниципальные образования Чувашской Республики вправе утверждать систему муниципальных поправочных коэффициентов к республиканскому нормативу, которые не могут быть ниже республиканских.

Модель Ярославской области

С учетом действующих нормативных документов были определены следующие показатели:

- предельная норма наполняемости классов и групп продленного дня городских и приравненных к ним школ - 25 чел., для сельских школ - 15 чел.;

- расчетное количество педагогических ставок в расчете на один класс (группу продленного дня) для дневной общеобразовательной школы - 2 ставки учителя (воспитателя), для вечерней (сменной) общеобразовательной школы - 1,5 ставки;

- расчетное количество штатных ставок по административному, учебно-воспитательному и обслуживающему персоналу в расчете на один класс на основе региональных методик расчета норматива численности работников дневных и вечерних (сменных) общеобразовательных школ;

- средний разряд по группам работников на основании Единой тарифной сетки и собранных статистических и отчетных данных;

- количество ставок, приходящихся на одного ученика, по каждой группе персонала: путем деления нормативной численности по каждой группе персонала на число обучающихся в школе при наполняемости класса 25 чел. для городских и приравненных к ним школ, 15 чел. - для сельских школ.

Производился расчет средств на выплату заработной платы на одну ставку по каждой группе персонала: административному, педагогическому, учебно-вспомогательному и обслуживающему. За основу для расчета заработной платы по каждой группе персонала был взят средний разряд по Единой тарифной сетке.

Затем была сформирована структура фонда оплаты труда (ФОТ), то есть определена тарифная (ТЧ) и надтарифная (НЧ) части фонда в процентном отношении (ФОТ = ТЧ + НЧ) по каждой группе персонала. НЧ для общеобразовательных учреждений определен 25% ФОТ, для общеобразовательных учреждений, в которых установлена 25%-ная надбавка за работу в сельской местности - 15%.

Исходной базой для расчета республиканского норматива (РНБФ) были два основных показателя:

- общий фонд оплаты труда в месяц в расчете на одну ставку по каждой группе персонала;

- нормативное количество ставок, приходящихся на одного обучающегося по каждой группе персонала.

На основании данных показателей был определен нормативный фонд оплаты труда в месяц, приходящийся на одного обучаемого.

Нормативный фонд оплаты труда при расчете РНБФ считается постоянной величиной независимо от того, какой экономический норматив будет установлен на ФОТ. Методика разработки РНБФ была утверждена постановлением администрации Ярославской области от 8.12.2002 г.

В расчет РНБФ общеобразовательных учреждений области на 2003 и 2004 годы заложен экономический норматив на ФОТ 70% и фонд материального обеспечения 30%.

РНБФ (100%) = ФОТ (70%) + ФМО (30%)

Для учета особенностей общеобразовательных учреждений области: сельские малокомплектные школы, школы с углубленным изучением предметов, гимназии, лицеи, начальные общеобразовательные школы-детские сады, вечерние (сменные) общеобразовательные школы при исправительно-трудовых учреждениях и воспитательно-трудовых колониях, коррекционное обучение - к РНБФ применяются поправочные коэффициенты от 1,15 до 2,15.

С 2005 года в Ярославской области принято решение о применении поправочных коэффициентов по программам предпрофильной подготовки учащихся девятых классов городских и сельских школ (1,3 и 1,2 соответственно).

Дополнение к теме

Обычные возражения и ответы на них:

1. Введение нормативного финансирования - дело только управлений образования.

- Нет, должно быть также понимание со стороны Департамента финансов.

2. У нас большое количество сельского населения, поэтому это нам не годится.

- Новое финансирование пригодно для любой местности. Просто школа из «пешеходной» становится «транспортной».

3. Такая схема, наверное, хорошо работает только в регионах-донорах. А мы - бедные.

- И те, и другие области с успехом могут применять новую технологию финансирования.

4. Мы не можем вводить нормативное финансирование, потому что у нас казначейское исполнение бюджета.

- Разница с прежним порядком финансирования оказывается существенной. 70% опрошенных руководителей после введения нормативного финансирования оказалось неважно, по какой методике считать. Остальные 30% отметили, что финансовое обеспечение улучшилось на селе и ухудшилось в городах, там образовательные учреждения получали больше.

5. Зачем вводить новую систему, когда количество детей и так уменьшается?

- Расчеты показывают, что если ее не вводить, то через несколько лет возникнет такой дефицит бюджета, с которым справиться уже будет крайне сложно.

Методические рекомендации подготовлены авторским коллективом под руководством

Натальи Типенко в составе: Галины Башкиной, Татьяны Бочкаревой, Галины Лапушинской, Владимира Лившица, Елены Никитиной, Ольги Федосеевой.