Денег на медицину хронически не хватает. Это видно практически в любой больнице и поликлинике. Многие заболевания не зарегистрированы статистикой, потому что люди не обращаются к врачам, зная, что те мало чем могут помочь при отсутствии денег на лекарства. Разработчики законопроекта утверждают, что сегодня «бесплатное» лечение доступно только половине населения. Дефицит ОМС в 2002 году составил более 40 млрд. рублей, а чиновники признают, что средства из этой системы расходуются в регионах не на лечение, а на другие цели. Именно по этой причине и решились на проведение реформы всей системы медицинского страхования.

В сущности перемены в этой отрасли идут тем же путем, что и модернизация сферы образования. Здесь тоже будет введено понятие норматива, то есть того минимума, который гарантируется государством и финансируется сегодня из средств, собираемых в рамках Единого социального налога. 3,4% этого налога идет на оплату медицинских услуг работающих, а 0,2% - неработающих граждан. Последующими законодательными актами будет определен перечень заболеваний и услуг, входящих в норматив.

Государственный медицинский полис можно будет поменять на полис частной страховой компании. Хотя механизм этого пока не прописан. Те, кто сегодня имеют средства покупать себе хорошее лечение, теперь смогут отказаться от государственной заботы о здоровье и получить обратно часть средств, уплаченных за медстрах. Насколько им это будет выгодно, пока неясно. В системе образования такие возможности могут появиться, пожалуй, только у преподавателей некоторых вузов.

Для остальных польза может быть в том, что сократится количество коек и врачей в больницах, которое рассчитывается и якобы оплачивается, исходя из численности проживающих на данной территории.

Идея может быть и неплоха. Но преимуществ ее из законопроекта пока не видно. Считается, что новая система станет бездефицитной, но за счет чего, остается неясным. Именно поэтому так тяжело шел закон, он обсуждается уже несколько лет. Реформе ОМС в апреле было посвящено заседание президиума Госсовета. Но, наконец, законопроект был представлен в правительство. Теперь идет его обсуждение на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. И снова возражения и споры. Профсоюзы считают, что остаются ущемленными права граждан на равный доступ к услугам здравоохранения, не просчитано, сколько средств самых обеспеченных людей может уйти из системы государственного здравоохранения, и т.д.

Что же даст нам реформа? Пока все новации закона откладываются на будущее. Одно из последствий того, что решение вопроса затягивается, стало очевидным в этом году, - не хватает средств на отдых трудящихся. Но, как сообщил один из разработчиков первый заместитель министра экономразвития Михаил Дмитриев, регионы заинтересованы в реформе.

Эксперимент по финансированию медицинских услуг неработающим пенсионерам, который проводится субъектами РФ совместно с Пенсионным фондом, расширяется. Почти половина их заявила о своем желании принять участие в эксперименте в будущем году. Это называют свидетельством того, что регионы тоже хотят порядка. Хотя еще недавно они не перечисляли средства в ОМС за неработающих, что и было одной из причин дефицита средств в здравоохранении.

«Система должна быть выстроена таким образом, чтобы ситуаций, когда человеку приходится доплачивать за лечение, не было», - говорят разработчики. Так что пока подождите болеть, по крайней мере до будущего года.