Недалеко от нашей школы стоит памятник Илье Николаевичу Ульянову, ребята спрашивают, кто это такой. Сначала мне было дико, что они этого не знают, ведь в свое время нам всем рассказывали о семье Ульяновых начиная с детского сада, но теперь я к этому уже привыкла, объясняю все им сама. Когда я летела на конкурс «Учитель года», рядом в самолете случайно оказалась женщина, которая раньше работала учительницей. Она сказала о себе так: «Я - бывший историк. Когда пошли перемены в школьном курсе истории (это - учить, это - не учить, тем более что она оказалась жительницей Баку, где историю пересматривали полностью, как и отношения с Россией), просто не смогла работать и ушла из школы». Та история, которая преподается сегодня в школе, не позволяет нашим детям проникнуться духом России, как это было раньше. Это, наверное, происходит не только оттого, что им не так преподают историю. На их позицию влияет, возможно, информация по ТВ, которую они пропускают через себя, наша воспитательная система. Поэтому сейчас сложно сказать, какие у наших учеников моральные ценности, что ими руководит, когда они совершают те или иные поступки. Однако наши дети более свободны по сравнению с нами. Я наблюдаю, как они общаются с учителями. Однажды мои ученики пришли ко мне домой похристосоваться. Когда мой папа открыл им дверь, то был просто в шоке: «Когда-то я вот так же увидел на пороге свою учительницу и чуть не провалился от страха!» А мои дети спокойно шли ко мне домой, зная, где я живу. В этом отношении они совершенно свободны, для них учителя - люди, с которыми можно обсудить любую проблему, пообщаться довольно спокойно и откровенно. Наши дети гораздо больше, чем мы в их возрасте, знают о разных сферах жизни. Но у нас была определенность в жизни, мы имели большие перспективы, выбирали себе профессию по душе и призванию. Наши же дети говорят так: пойдем учиться туда, на что у родителей денег хватит. Все же выбор, обусловленный силой обстоятельств, размером родительского кошелька, нормальным не назовешь. Мы перестаем быть примером в жизни для наших учеников: меня даже близкие знакомые часто спрашивают, зачем я работаю в школе, зачем мне это нужно, дескать, можно найти работу и получше. Вопрос призвания, пристрастия, любви к делу, которым занимаешься, отодвигается на последнее место. Деньги - на первое. Каждый выживает сам по себе, каждый заботится только о себе. А ведь в нашей истории были периоды, когда именно любовь к Родине, к ее традициям, к ее истории заставляли людей совершать подвиги и спасать страну. Что сегодня такое - любовь к малой родине? Многие наши учителя уезжают в Москву на заработки, потому что там зарплата не 3-4 тысячи рублей, а в несколько раз выше. Если учителя ищут, где лучше, если страна не очень-то беспокоится о тех, кто самоотверженно работает на благо ее будущего, то кто и что убедит наших детей, что нужно жертвовать собой в трудную для страны минуту?!

irinavl11@mail.ru