В дореволюционной России земские педагоги были своего рода информаторами, объяснявшими крестьянам суть государственной политики, в советское время учителя становились агитаторами и просветителями. Думаю, и сегодня мы могли бы многое объяснить людям, подготовить их к реформированию той или иной сферы. Но сегодня не я, учитель, объясняю родителям, что происходит и к чему нужно быть готовыми, а родители, приходя на собрание, рассказывают мне, как будем жить дальше. До них правдивая информация доходит быстрее, чем до меня, а мне порой приходится пользоваться слухами, хотя глава нашего района часто собирает население, приглашает руководителей районного звена, ездит с ними по району, пытается вникнуть в ту или иную проблему, старается учесть общественное мнение при решении того или иного вопроса. Поскольку у нас район дотационный, денег в бюджете мало и проблемы решаются тяжело. Очень надеюсь, что, когда сольемся с Пермской областью, бюджет станет значительнее.

Хотя, честно говоря, я не хотела бы углубляться только в экономические проблемы. Для меня гораздо важнее, выиграет ли в результате реформирования сама по себе система образования. Думаю, что мы выиграем. Одно дело, когда несколько районов варятся в собственном соку, а совсем другое, когда они вольются в обширный регион, где образование развивается на очень высоком уровне. Мне приходилось как завучу бывать в Пермской области на семинарах, в наш Кудымкар приезжали пермские лекторы и была возможность убедиться, насколько выше уровень у наших пермских коллег. Ведь они повышают квалификацию даже в Москве. Не могу сказать, что мы пассивно ждем, когда нам кто-то что-то новое привезет или расскажет. У педагогов нашей школы все идет от потребности: есть у них необходимость повысить квалификацию в том или ином направлении, ищут возможности для этого: курсы, где смогли бы поучиться, коллег, которые могли бы поделиться опытом. Другое дело, что это сделать непросто: наша школа находится далеко от Кудымкара - 160 километров и от Перми - 400 километров. Многие программы мы составляем сами, занимаемся проведением нескольких экспериментов, наладили предпрофильную подготовку в нашей школе, и это многое дало нашим учителям. Теперь уже не проблема составить интегрированную программу (химия-биология, химия-информатика, математика-русский язык и так далее). Но хотели бы заниматься еще и другими экспериментами, однако на более высоком научном уровне. Пермские школы, которые ведут эксперименты, имеют научных руководителей, с ними работают специалисты, а мы варимся пока в собственном соку. Теперь сильно надеемся, что такой руководитель найдется и для нас.