Проблема, по мнению участников заседания, заключается в том, что расходы на образование в консолидированном бюджете растут год от года, а зарплата учителя как была на уровне 60% от средней зарплаты в промышленности, так и остается. Нормативно-подушевое финансирование должно решать экономические проблемы школы, но вот проблемы повышения заработной платы оно, к сожалению, не решает никоим образом. Другая проблема состоит в том, что сегодня стремительно растет региональная дифференциация: в богатых регионах зарплата учителя выше, в бедных - ниже, хотя и в регионах со сходными социально-экономическими условиями уровень оплаты труда может быть различным. Например, в Воронежской и Ивановской областях зарплата педагога в полтора раза меньше, чем в Тульской и Ярославской областях.

Секретарь ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Владимир Лившиц полагает, что неравенство и несправедливость исчезнут, если на федеральном уровне будет принят гарантированный минимальный размер оплаты труда педагогов. Сопредседатель РОСРО, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов считает, что вопрос нужно решать по-другому: для увеличения за три года зарплаты учителя до 20-21 тысячи рублей в месяц необходимо почти вдвое увеличить долю ВВП, направляемую на эти цели, но никто таких денег из бюджета не даст, поэтому профессиональному сообществу нужно предлагать какие-то свои варианты, позволяющие увеличить доход работников образования. Анатолий Пинский, директор Центра социально-экономического развития школы предлагает реализовать идею штатно-окладной системы, предусмотреть процент от норматива финансирования, который бы шел на зарплату, увеличить до 50% надтарифный фонд, чтобы ввести оплату за качество работы, а также существенно повысить дифференциацию в оплате труда учителей. Александр Адамский, ректор института проблем образовательной политики «Эврика», считает, что наиболее эффективным является введение трех категорий, причем оценку квалификации учителя можно вести по его образовательной программе. Либо это стандартная образовательная программа, которой соответствуют минимальные базовые ставки в размере стоимости потребительской корзины в регионе (не меньше 3000 рублей в месяц). Либо это усовершенствованная образовательная программа, и здесь вполне вероятно повышение зарплаты учителя до 12-15 тысяч рублей в месяц. Либо это авторская программа, результаты которой подтверждены - при этом зарплата учителя может возрасти до 20-25 тысяч рублей в месяц. Ирина Абанкина, заместитель директора Института развития образования Высшей школы экономики подходит к реформированию системы оплаты труда педагогов с более широких позиций, основываясь на анализе экономических показателей, полученных из регионов. Чтобы доплатить к нынешней зарплате учителя как минимум по 13-13,5 тысячи рублей, нужно иметь дополнительно 243 тысячи рублей в год на каждого педагога. Абанкина считает, что дополнительные средства можно получить за счет увеличения прозрачности расходов, оптимального соотношения «учитель-ученики», реструктуризации сети общеобразовательных школ, сокращения численности учителей, пропорционального демографическому спаду, а также за счет средств семей. Однако при этом нужно продумать систему, при которой малоимущие семьи получали бы поддержку из бюджета, причем федерального. Таким образом, те, кто может платить, должны платить, а те, кто не может, должны получать адресную целевую помощь.

Вот вкратце те источники, которые, по мнению членов РОСРО, помогут вывести учительские зарплаты на тот достойный уровень, который позволит привлекать в школу талантливых, способных, готовых и самим учиться, и учить других.

Но для того чтобы реализовать все эти предложения, необходимо изменить Федеральный закон №122 и Бюджетный кодекс РФ. К этому уже готов профильный комитет Госдумы РФ, о чем заявила заместитель председателя комитета Валентина Иванова. Для этого необходимо будет внести изменения в региональное законодательство, тем более что именно в регионах сегодня идет активная разработка систем оплаты труда педагогов.