Владимир ФИЛИППОВ, министр образования

- Такая точка зрения мне близка. Но есть и другая. Ее сторонники, как правило, представители большой науки, ученые РАН, считают, что спешить со стандартами не следует. Но школа давно ждет их, и ситуация здесь в самом деле должна разрешиться, и в не столь отдаленные сроки. Разработка стандартов - процесс, который может длиться бесконечно. Но должен ли? Нет предела совершенствованию. Достичь идеальных вариантов здесь, наверное, невозможно. Наступает момент, когда нужно остановиться, выбрать лучшее из того, что наработано. Тем более что взгляды на преподавание, например, истории, литературы у самих разработчиков, ученых разные, противоречивые. Математика, казалось бы, точная наука, тоже является эпицентром разногласий в подходах, концепциях преподавания, в объемах самого материала.

И не только внутри образовательных дисциплин идет острый, порой непримиримый спор. По-прежнему трудно преодолевается межпредметный, междисциплинарный барьер, еще живуч предметный «эгоцентризм». Графики введения профильного обучения, которые недавно утверждены, подталкивают нас быстрее определиться со стандартами, прежде всего с базовым уровнем образования. Поэтому нужно наконец-то поставить здесь точки над «i», и осенью мы намерены это сделать. Следующий шаг - разработка в первом квартале 2004 года учебных программ, а затем объявление конкурса на создание новых учебников, соответствующих новым стандартам и программам. Одновременно мы должны подготовить для учителей рекомендации с пояснениями о том, что меняется в содержании каждого предмета. С лета этого года спланирован план-график курсов повышения квалификации, на которых учителя, не дожидаясь выхода в свет учебников нового поколения, познакомятся со стандартами, «погрузятся» в тему профильного обучения. Первые такие курсы уже прошли. Обученные в Москве тьюторы будут транслировать, передавать полученные знания в своих регионах, городах, в районных методических центрах.

У нас есть конкретные даты-ориентиры, которые должны мобилизовать всех участников процесса изменения содержания школьного образования:

1 сентября 2005 года - переход на предпрофильное обучение в 9-х классах;

1 сентября 2006 года - внедрение новых стандартов в 1-х классах, 5-х классах, 10-х классах, в том числе введение профильного обучения.

Масштабы работы, как видите, огромные.

Квалифицированная, хорошо организованная переподготовка учительских кадров должна сыграть здесь особую роль. Прежде всего это относится к учителям иностранных языков для начальной школы, преподавателям информатики, основ экономики, права, а также к тем педагогам, которые будут обучать старших школьников на углубленном, профильном уровне. На августовских педагогических совещаниях работников образования данная тема станет одной из ключевых.

Уверен, что именно широкое профессионально-общественное обсуждение проекта базисного учебного плана и примерных планов начального общего и основного общего образования, а также проекта БУПа для старшей ступени школы, которые мы направили в регионы, поможет нам всем найти золотую середину, выработать оптимальные решения.