Но это весьма непросто, особенно если учесть, что у одних только документ-камер существует, как минимум, 160 (!) способов применения, и все они вполне могут быть использованы в образовательном процессе учителем и учеником. И даже известные всем мультимедийные доски, на сегодняшний момент, уже давно переросли само понятие “доска”, поскольку из них теперь составляют интерактивные стены, площадью в десятки квадратных метров, а работать на них одновременно могут ученики целого класса. Понятное дело, научить преподавателей всем хитростям обращения с новыми инструментами и гаджетами – целая наука.

В этот раз, к примеру, московским учителям рассказывали о том, как можно организовать работу с цифровыми лабораториями PASCO на самых разных уроках – физики, биологии, математики, географии, химии и пр. Благодаря наличию целого спектра различных датчиков, можно тут же, не сходя с места, организовать и провести целый ряд экспериментов, причём учитель просто обозначает проблему, а всё остальное делают ученики.

- Какова температура человеческого тела? – задал присутствующим простейший, казалось бы, вопрос эксперт Polymedia, лауреат конкурса “Учитель года 2010” Магомедшапи Дибиров. – А вы у вверены, что именно 36 и 6 градусов? А давайте проверим!

И тут же, вызвав “к доске” самого смелого педагога, предоставил ему прекрасную возможность убедиться: на самом деле, каждый участок нашего тела имеет свою собственную температуру, и она, нередко, может быть гораздо ниже, чем 36 и 6. Зажатый в ладони датчик, например, показывает от 28 до 32 градусов.

Не менее интересным было занятие, на котором учителя овладевали мастерством владения системами опроса и тестирования – так называемыми “пультами для голосования”, предоставленными компанией Promethean. Как оказалось, возможности этих устройств несоизмеримо шире, чему могло бы показаться самому искушённому пользователю. Благодаря наличию на пульте полноценной QWERTY-клавиатуры, можно давать не только однозначные ответы “ДА”, “НЕТ” или “НЕ ЗНАЮ”, но и развёрнутые версии, которые именно сейчас, как мы знаем, более всего востребованы на ЕГЭ и ГИА. Причём результаты опроса и голосования можно получить тут же, вывести их на экран, представить в виде таблицы, списка, диаграммы или графика, вычислить погрешность, найти закономерность и сделать многое другое.

- Комплект пультов для голосования представляет собой некий портфель в котором находится 32 устройства, - рассказывает тренер компании Polymedia Иван Глушаков. - Их можно переносить из класса в класс, раздавать, настраивать, проводить опрос, тестирование, собирать, убирать, и всё это занимает очень мало времени. Однако есть и другой вариант, который компания Promethean тоже предусмотрела: можно установить на любом доступном компьютерном устройстве – ноутбуке, нетбуке, планшете, смартфоне и пр. специальную программу, и тогда их можно использовать вместо пультов для голосования, с тем же эффектом. Высокая же стоимость самого пульта (более 3000 рублей) обусловлена тем, что он антивандальный, имеет аккумулятор, который держат заряд 8-10 месяцев, плюс он способен автоматически интегрироваться в сеть, а значит, готов к употреблению сразу же, требуя настройки.

И, разумеется, массу эмоций вызвала у всех участников семинара работа с интерактивным столом ActivTable. По сути, это огромный планшетный компьютер на четырёх ножках, которому, однако, не страшны ни царапины, ни удары локтями или ладонями, ни даже пролитый чай. Производители предусмотрительно сделали его максимально антивандальным, но притом и очень простым и удобным. С его помощью очень просто организовать работу в малых группах, так как за столом одновременно могут работать несколько человек, причём каждый может выполнять свой участок работы. К примеру, если они делают стенгазету, то дизайнер может искать картинки в богатой библиотеке изображений, журналист – писать статью, верстальщик – размещать её на полосе, редактор – следить за ходом процесса и т.д.

В конце семинара, усталые, но довольные, педагоги и сотрудники Polymedia расстались, чтобы скоро встретиться вновь, уже на другом мероприятии, коих компания проводит огромное количество.


Тем интереснее услышать мнение участников семинара.

Елена Перфильева, учитель химии школы №1420, Москва:

- Осваивать ИКТ я начала давно, но уровень компетенции пока ещё низкий. Поэтому считаю, что такие курсы, где дают не абстрактную теорию, а конкретные практические знания и умения, очень важны. Дети порой владеют программами и устройствами куда лучше взрослых, поэтому нам нужно не отставать, идти в ногу со временем.

Я уверена, что интерактивные устройства помогут повысить качество преподавания, сэкономить время, дать больше полезного материала и помочь более прочно его усвоить. Не нужно писать от руки, составлять таблицу на доске, чертить график, все эти и многие другие функции легко можно выполнить с помощью мультимедийной доски, документ-камеры, графического планшета и пр. Провести опрос, тестирование, проверить домашнее задание – дело нескольких минут, если владеешь соответствующими программами и сервисами. Конечно, чтобы подготовиться к современному уроку, нужно потратить больше времени – написать вопросы к тестам, подобрать интернет-ресурсы, сделать презентацию, однако всё это оправдывается повышенным интересом детей к предмету. Но я уверена: новые технологии не отменяют старые, они должны идти параллельно. Вот сейчас, к примеру, мы пользуемся электронными журналами. Это очень удобно, поскольку предоставляет массу возможностей для общения с родителями. Однако нередки технические сбои, когда доступ к такому журналу закрыт. Поэтому не обойтись без бумажной версии журнала и дневника. Или же взять, допустим, электронные учебники. Это очень красиво и удобно, но не всегда качественно, к тому же, учитель должен иметь право использовать другие источники, в том числе, и бумажные, и ориентировать детей на них. Следовательно, должны быть и те, и другие версии, нельзя ограничиваться чем-то одним. Тем более, что постоянно работать с компьютером или планшетом – вредить здоровью.

Илья Денисов, учитель истории и обществознания школы №1420, Москва:

- ИКТ можно использовать на самых разных уроках. Есть определённые сайты для историков, где есть карты, фотографии великих людей, отрывки из исторических фильмов. Всё это помогает сделать предмет более наглядным, интересным. Современное общество компьютеризировано, дети хорошо разбираются в компьютерах и Интернете, для них проще и удобнее воспринимать информацию именно с использованием технических средств. Я застал ещё те времена, когда на уроках использовали только мел и доску. Но теперь появляются возможности донести до ребёнка больше информации, используя различные каналы, сделать его полноценным участником образовательного процесса, предлагая ему не только найти те или иные сведения, но даже составить вопросы, тесты, задания. Домашнее задание теперь также многоплановое – не только прочесть параграф и ответить на вопросы, но также поработать с источниками, сделать презентацию, посмотреть видеофрагмент, составить таблицу ли даже нарисовать картину. Критики, правда, утверждают, что лучше дать меньше информации, но много раз её повторить и закрепить, однако я уверен, что современные подходы ничуть не хуже, ибо они позволяют разнообразить подходы, давать больше выбора детям и помогать каждому из них получить информацию в том виде, в котором он её лучше усвоит. И чем больше информации, чем разнообразнее формы её преподнесения для детей, тем больше шансов, что каждый возьмёт то, что ему нужно.

Наталья Симонова, учитель начальных классов той же школы:

- Некоторые считают, что ИКТ следует применять лишь в средней школе, а в младших классах пусть дети заниматься письмом, чтением, рисованием, музыкой, общаются друг с другом и пр. Не согласна с этим утверждением. Ведь всё это можно делать и с применением новых технических средства, которые помогают лучше организовать учебный процесс, сделать его более интересным, наглядным. Всё дело в уместности, целесообразности, норме. Не секрет, что дети всё равно играют в компьютерные игры, но если так, то пусть они уж лучше делают это с пользой для себя, под руководством педагога. То есть такие игры должны быть включены в образовательный процесс. Конечно, есть и такие, которые упорно не желают принимать новые технологии, и такие люди встречаются не только среди бабушек и дедушек, но и среди детей. Однако тут нужно исходить из принципа “всё – для ребёнка!”, и искать те подходы, которые ему бы подошли. Не хочешь пользоваться мышкой – пользуйся карандашом, главное, чтобы был положительный результат. Есть ведь и родители, которые против того, чтобы их дети занимались на компьютере даже 10 минут. Мы не можем их заставлять, потому что должны предоставить разумную альтернативу. И предоставляем.

Елена Винокурцева, менеджер по связям с общественностью Polymedia:

- Подобные мероприятия мы проводим регулярно, ежемесячно. У нас существуют многоуровневые курсы – как базовые, так и для продвинутых пользователей. Данный вариант представляет собой пример очных курсов, но есть также заочные и дистанционные, а также вебинары. Конечно, если сравнить охват аудитории, то на очные занятия приходят всего несколько человек, причём, из какого-то одного региона, в то время как в вебинарах принимают участие тысячи пользователей со всех регионов страны. Однако это не значит, что мы должны отказываться от одного в пользу другого, ведь ценность очного занятия именно в том, что наши преподаватели дают возможность пообщаться лично с каждым, ответить на их вопросы, показать, как работает то или иное интерактивное устройство. Пользователи же, в свою очередь, могут все технические новинки не только увидеть, но и опробовать в действии. Можно долго рассказывать о документ-камерах, пультах для голосования или интерактивных столах, но гораздо более эффективно просто дать человеку поработать с этими устройствами. Очные занятия мы проводим в течение целого дня, используя метод погружения. А вебинар, как правило, дольше часа не длится. В данный момент мы пригласили только московских учителей, однако в перспективе планируем на базе московских центров проводить обучение педагогов из других регионов, а также организовать выездные курсы в другие субъекты РФ.

Фото автора