​В этом году конкурс проводится в восьмой раз. На самой первой ярмарке проектов, придуманной и организованной московской школой №2086 (тогда – №26) в 2011 году, ребята выбрали себе задачу по душе из предложенных различными компаниями проектов и несколько месяцев трудились над ее решением, после чего защищали свои работы на специальной конференции, проходившей в здании МГУ. Ученики школы №2086 предложили немало интересных решений и стали абсолютными лидерами в экологическом разделе конкурса. Победители конкурса получили возможность стажироваться в компаниях – инициаторах кейсов.

Хорошая идея всегда требует развития и продолжения. Когда конкурс ШРД брал старт, в него поверил фонд поддержки социальных инноваций "Вольное Дело", основанный Олегом Дерипаской. С тех пор на протяжении 8 лет фонд является генеральным партнером "Школы реальных дел". Генеральный директор фонда Екатерина Никитина отмечает: "Мы рады пригласить талантливых молодых людей принять участие в конкурсе идей и творческих решений. Для соревнующихся это шанс попробовать себя в разных профессиях, лучше понять свои интересы и способности. Для компаний-работодателей — возможность получить небанальные ответы на задачи бизнеса, НКО и государственных организаций. Фонд "Вольное Дело» развивает ШРД как инструмент ранней профориентации детей и молодежи – это направление, которому в работе фонда уделяется большое внимание. С каждым годом конкурс привлекает все больше партнеров и участников из России и из-за рубежа, подтверждая востребованность нашей инициативы. А результатом совместной работы команд и компаний-работодателей становятся не только новые решения, но и новые направления развития технологий, бизнеса, общества".

С каждым годом количество участников "Школы реальных дел" и компаний-работодателей росло. В нынешнем году ярмарку посетили 1 000 человек, среди которых учащиеся 76 московских школ и 6 колледжей, а также студенты государственного университета Дубны. А сколько еще подростков со всей страны и из-за рубежа присоединятся чуть позже – регистрация открыта до 15 ноября!

Не все смогли лично приехать на ярмарку, но заявку на участие в конкурсе можно подать заочно на сайте проекта – так и поступили уже пятьсот учащихся из 30 регионов страны. К традиционным участникам ШРД – командам из Усть-Лабинска, Братска, Иркутска и Иркутской области, Омска, Новороссийска, Красноярска, Казани, Калининграда, Владивостока, Ангарска, Кирова, Сочи в этом году присоединились команды из Геленджика, Новосибирска, Сарапула, Олемкинска, Уренгоя, поселка Ярцево Вологодской области, Томска, Санкт-Петербурга, нескольких подмосковных городов и Магнитогорска. А также из Беларуси, Армении и Казахстана.

Директор школы №2086 Елена Орлова, инициатор и идеолог конкурса, рассказывает: "Конкурс проводится в восьмой раз, он живет, растет, развивается. В этом году у нас 70 партнеров-работодателей, многие из них участвуют в конкурсе год от года, совершенствуют и усложняют этот процесс. Думаю, что конкурс может гордиться количеством именитых работодателей, количеством московских и региональных школ-участников, кураторами, которые своим энтузиазмом, энергией, желанием постичь и понять заряжают ребят. Мы надеемся на долгую жизнь "Школы реальных дел" и будем привлекать все новых партнеров, ставить новые задачи и искать новые точки приложения сил, чтобы реальные дела находили реального потребителя, были видны и доставляли участникам с обеих сторон удовольствие и реальную пользу".

Надо отметить, что конкурс, развиваясь, не только наращивает число работодателей, но и расширяет охват всевозможных областей и сфер, в которых ребятам предлагается потрудиться. Свои задачи конкурсантам предлагают IT-компании, исследовательские центры, государственные организации, музеи, издательства, университеты, благотворительные фонды и др. И хотя основной тематикой кейсов остается инженерно-техническая, ребята могут также выбрать кейсы по таким направлениям, как история, образование, PR, здравоохранение, СМИ, медиа, экология, маркетинг, туризм, социальная ответственность, защита животных, исследование, профориентация, благотворительность, психология, волонтерство.

"Школа реальных дел" для многих становится доброй привычкой – многие из участников возвращаются в проект год за годом. "В конкурсе я участвую уже второй год, – делится впечатлениями девятиклассник школы №1329 Юрий Морозов. – Впервые я узнал о нем в школьной телестудии, где я занимаюсь. В прошлом году мы выбрали кейс компании Movavi, сделали канал на YouTube, выкладывали познавательные видеоролики. Я многому научился, например, снимать и монтировать. Самым интересным было то, что мы все делали по-взрослому: составляли график работы, планировали, договаривались, распределяли роли. В этом году снова возьмем кейс этой же компании, буду совершенствовать навыки. Я думаю, конкурс дает возможность сделать что-то интересное. Это особенно хорошо для тех, кто пока не определился, не попробовал себя ни в чем конкретном. А "Школа реальных дел" помогает задуматься и многое понять о дальнейшем выборе, можно протестировать разные возможности, понять, нравится или нет".

Люди, которые впервые слышат о конкурсе, часто удивляются: а взрослым это зачем? Неужели компаниям-гигантам и топ-менеджерам интересно возиться с подростками? Ответ прост: не только интересно, но и очень нужно! "Конкурс дает обратную связь, свежие идеи. Ребята мыслят неформально, у них нет границ, как у взрослых, поэтому они часто выдают интересные мысли, – говорит менеджер по продукту и маркетингу компании Casio Владимир Соболев. – Мы участвуем уже в третий раз. Конкурс – это еще один канал общения с нашей целевой аудиторией – всеми, кто имеет отношение к образованию".

Немало компаний в этом году впервые пришло в "Школу реальных дел" и связывает с участниками конкурса определенные надежды. "Мы давно знали про конкурс, но решили участвовать только сейчас. Так совпало, что организаторы сами заинтересовались нашей деятельностью, и предложили принять участие, – рассказывает руководитель направления по реализации проектов для детей и молодежи департамента образовательных проектов и программ Фонда инфраструктурных и образовательных программ Роснано Андрей Мельников. – Нам это интересно потому, что здесь принимают участие много ребят, готовых тратить на проект силы и превращать свое желание что-то сделать в интеллектуальный продукт. Очень ждем вовлеченных ребят, может, кого-то даже присмотрим себе в команду. Не исключаю, что с кем-то подружимся и пойдем дальше уже с более серьезными целями. И, конечно, ждем решения нашего кейса. У нас есть конкретная прикладная задача, связанная с разработкой дизайна мини-игр, которая требует нетрадиционного подхода и свежего взгляда".

Научный руководитель образовательных проектов фонда поддержки социальных инноваций "Вольное Дело" Елена Аксенова считает, что конкурс ШРД доказал свою востребованность и эффективность: "Сейчас карьера начинается рано и меняется очень быстро. Раньше было одно образование на всю жизнь, теперь же каждый год нужно познавать что-то новое, учиться, осваивать. Конкурс дает возможность начать это делать уже сейчас. Кейсы позволяют работать над огромным количеством интересных задач, решать их необычным образом, нестандартными ходами, смотреть шире. Новые роли, задачи, отрасли, максимально широкие компетенции и профессионализм работодателей – все это помогает участникам получить реальную пользу и опыт".

Действительно, реальная польза и опыт – именно то, что получают все участники конкурса – и взрослые, и дети. Конечно, эти польза и опыт у каждого свои, но для каждого они одинаково ценны. Поэтому многие приходят в "Школу реальных дел" снова и снова. За новыми идеями, впечатлениями, задачами, вызовами, навыками, знакомствами и достижениями.

Пожелаем удачи всем командам! Впереди у них четыре месяца на решение кейсов. Те, кто благополучно пройдет отборочный тур, в апреле 2020 года примут участие в финальной конференции проектов ШРД 2019-2020, на которой будут названы имена победителей. Если вы еще в раздумьях, то время на регистрацию на сайте ШРД еще есть!

Фото пресс-службы Ярмарки проектов "Школы реальных дел"