​Анализ качества регионального образования

Проект направлен на внедрение эффективной системы управления качеством школьного образования, которая позволила бы повысить качество принимаемых управленческих решений за счет более эффективного анализа объективных показателей.

– Сегодня одна из основных проблем оценки качества образования состоит в том, что предметный подход не всегда может дать объективное понимание, почему одни школы становятся успешными, а другие нет, – открыл дискуссию модератор сессии вице-президент корпорации "Российский учебник" Андрей Галиев.

Авторы исследования выделили различные группы факторов, анализ которых позволяет объективно определить степень их влияния на качество образования в различных регионах. Указанный механизм использует в своей работе анализ больших данных, степень влияния которых на образовательные результаты определяется математической статистикой в каждом отдельно взятом регионе.

– Наша методика позволяет выделить сегменты, на которых необходимо сосредоточиться; практики, которые можно было бы внедрять, и факторы, которые действительно влияют на качество образования. И здесь нас ждали довольно серьезные сюрпризы. Самое большое влияние на качество образования оказывает группа факторов, которые мы относим к организационной культуре школы: каким образом взаимодействуют педагоги друг с другом, с учениками, с руководством школы, как выстроены процессы, какие традиции существуют в школе, и так далее, — отметил генеральный директор корпорации "Российский учебник" Александр Брычкин.

– Фокус наших исследований последних лет сосредоточен на том, как образовательные результаты влияют на условия работы школы, социальный контекст, условия в семье. Эта тема сейчас очень актуальна во всем мире и напрямую связана с темой образовательного неравенства. Если мы не понимаем, как эти факторы влияют на учебные результаты, мы их игнорируем и таким образом создаем образовательные неравенства: когда одни дети получают более качественное образование, чем другие, – рассказал директор Центра школьного и дополнительного образования Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий. – В этом проекте нам удалось проверить и углубить наше представление о том, как социальный контекст влияет на образовательные результаты. В том числе удалось еще раз подтвердить наличие феномена резильентной школы. Такой школы, которая в сложных условиях, работая со сложным контингентом, демонстрирует более высокое качество образования, не нуждается в особом внимании, трансляции опыта".

По мнению директора проекта Global EducationFutures, профессора практики московской школы управления "Сколково" Павла Лукши, факторный анализ, проведенный впервые в регионе, может серьезно повлиять на российское образование, если будет учитывать подготовку детей к будущему – как предсказуемому, так и не полностью предсказуемому: "Мы должны заложить компонент: насколько школы готовят к будущему, которое уже понятно, в частности, темы навыков будущего, но есть еще важный вопрос – будущее, которое невозможно предсказать".

– В результате обсуждения факторного анализа качества образования, проведенного в Калининградской области, были расставлены акценты, что качество образования следует рассматривать шире, чем академические результаты обучающихся. Также, пришли к выводу, что данное исследование позволяет реализовывать в регионе доказательную образовательную политику, были высказаны интересные идеи по возможному расширению подобного исследования в части готовности образования к будущему, – подвела итог ректор ГАУ Калининградской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования", зампредседателя регионального отделения ОНФ Калининградской области Лилия Зорькина.

Частные инвестиции в образовательной сфере

В рамках форума "Город образования" также обсуждались задачи частных инвестиций в образовательной сфере. Специалисты отметили, что эффективность такого сложного общественного института как школа требует значительных финансовых затрат, которые невозможно обеспечить исключительно силами государства. Такая картина свойственна не только России, но и другим странам.

О том, какие решения задачи повышения качества возможны сегодня в отечественной системе образования, рассказали эксперты в рамках одной из дискуссий форума. По словам участников обсуждения, все более заметную роль в образовательном процессе играет гражданское общество, меценаты и социально-ответственные компании, представляющие бизнес-сообщество. Для того, чтобы школьное образование вышло на более высокий уровень, необходим постоянный приток инвестиций. В России частные компании все чаще включаются в этот процесс, стараясь решить насущные проблемы отечественной образовательной системы. Эффект от такой поддержки носит долгосрочный характер, который может быть заметен опосредованно – через благополучие социальной среды и качество человеческого капитала.

– В цифровое образование, а также технологии, связанные с цифровизацией в данной сфере, корпорация "Российский учебник" инвестирует уже более 5 лет. Это касается и нашей цифровой образовательной платформы LECTA, в которой представлены современные учебно-методические комплекты, а также сервисы методической поддержки и обучения педагогов. Сегодня педагоги все чаще пользуются именно цифровыми каналами коммуникации, и такая тенденция будет усиливаться. Поэтому наша стратегия отчасти сводится к интеграции аналогового и цифрового мира. В этой работе мы сотрудничаем практически со всеми значимыми игроками в сфере образовательных услуг, что позволяет находить и применять лучшие и качественные технологии и практики в создании передовых образовательных продуктов. А это, в свою очередь, должно благоприятно сказаться на повышении образовательных результатов школьников по всей стране, – заявил генеральный директор корпорации "Российский учебник" Александр Брычкин

– В России в образование инвестируют люди, которые делают свою жизнь максимально сложной, потому что это самые тяжелые инвестиции. Так сложилось исторически, что рынок общего образования в России закрыт не потому, что кто-то один так решил, а потому что в нашем обществе пока нет готовности к тому, чтобы общее образование стало доступным для участников рынка образовательных услуг. Поэтому, когда мы говорим об инвестициях в данную сферу, мы чаще всего имеем ввиду частные сделки, в которых компания договорилась с государством о получении возврата на свой капитал, – сообщил руководитель образовательных сервисов Яндекса Илья Залесский.

По словам участников дискуссии, процесс интеграции частных инвестиций в государственные школы должен быть оправдан для инвесторов, выгодным и безопасным для всех сторон.

– Для любого грамотного предпринимателя очень важно понимать, как его средства будут потрачены, какие цели будут достигнуты и насколько эффективно. Бизнес – это не только деньги, но, прежде всего, особый подход, когда все стадии проекта четко прописаны. Это правильно сформулированный цели, процессы и результаты. Государство без помощи бизнеса это не может сделать ни в одной стране мира, - отметил президент АО "Объединенный Капитал "Прообраз" и член координационного совета общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Александр Рудик.

– На протяжении нескольких лет мы занимаемся частными инвестициями в образование. Нас и наших партнеров интересуют именно возвратные инвестиции. Только за весну текущего года мы структурировали 5 инвестиционных сделок с образовательными компаниями, – рассказала управляющий партнер Акселератора образовательных проектов "Лобачевский" Мария Марьясова. – К сожалению, успешное инвестирование касается проектов, связанных с дополнительным образованием. В школьном образовании мы действительно пока не видим перспектив того, как бизнес мог бы вернуть свои инвестиции.

Полная запись выступлений экспертов доступна на YouTube-канале корпорации "Российский учебник".

По материалам пресс-службы корпорации "Российский учебник"
Фото Вадима Мелешко