Что нужно писателю для творчества? Кому-то – тишина, покой и гармония. Кому-то – девственная природа и свежий воздух, кому-то – новые впечатления, смена обстановки, новые люди. Нужны впечатления. Мощная встряска. Сильный энергетический заряд. И не имеет значения, взрослый писатель или совсем-совсем юный, начинающий. Можно ли всего этого добиться в четырех стенах школы? Отчасти – конечно же, ведь творчески работающий учитель может превратить любое будничное мгновение в нечто удивительное и будоражащее. Но стоит ли ограничивать себя пределами образовательной организации, особенно, если речь идет о лете – самой чудесной поре, когда ребятам нужно не только отдыхать, но и обязательно оздоравливаться?

Литературная студия «Проба пера» нашла в этом году новое, неожиданное решение: вместо школьного дневного лагеря – творческий слет на природе, на базе замечательного санатория! Совмещать отдых и профессиональные занятия по литературному мастерству. Сочетать оздоровительные процедуры и познание прекрасного. Полностью погрузиться в иную среду. Идея изначально казалась привлекательной. Но только после проведения такого слета стало понятно: это новая методическая форма работы учителя-практика, открывающая целый ряд перспектив. Это возможности, о которых в привычном школьном лагере дневной формы пребывания не приходилось даже думать.

Слет был посвящен конкретной теме – написанию рассказа, жанра актуального для начинающих юных авторов, на первый взгляд простого, но на самом деле очень заковыристого и имеющего свои секреты. Выбор жанра был связан с трудностями, которые испытывали школьники: многие из них уже неоднократно пробовали писать рассказы, но тексты получались либо громоздкие, либо незавершенные, либо банальные. Более того, с этими же трудностями столкнулся когда-то и сам педагог при написании собственных рассказов. Тогда на помощь пришли семинарские занятия под руководством профессионального поэта и писателя, руководителя Ярославского регионального Союза Российских писателей Владимира Перцева.

Трехдневный слет включал в себя три серьезных мастер-класса. Первый был посвящен подготовительной работе: продумыванию героев, сюжета, композиции. Второй был связан с использованием пейзажа в рассказе, третий посвящен портрету героев. На каждом занятии учащиеся анализировали тексты мастеров русского слова. Например, читая фрагменты повести Алексея Толстого «Детство Никиты», дети почувствовали, как пейзаж может тонко переплетаться с состоянием души человека, раскрывать и дополнять чувства героев.

Сами мастер-классы проходили либо на открытом воздухе – под соснами, над цветущими лугами и петляющей речушкой, либо в залах, холлах и просто уютных уголках санатория. Ребята сидели то на мягких креслах, то на деревянных скамеечках парка, то на подоконниках – и ничто их не ограничивало. Дальше – больше. После каждого мастер-класса участники слета получали конкурсные задания – написать самим короткие тексты. И тут они уже отправлялись в свободное плавание: находили себе излюбленные уголки на улице или в помещении и в тишине начинали творить. Их не ограничивали во времени, никакие заботы их не беспокоили. К ним не подходили взрослые, не заглядывали в листок и не говорили: «Вот тут плохо, а вот тут надо писать так-то». Примерно так ощущал себя Константин Паустовский, когда жил и писал в Мещерском крае: неторопливым созерцателем, накапливающим свои силы и пишущим в свое удовольствие.

Пейзажи некоторые ребята писали с натуры: с балконов санатория открывались изумительные виды на сосны, среди которых пищали дятлы. Над рекой заливались соловьи, пели иволги. А написание портрета у нас превратилось в настоящую игру. Каждый вытянул листок с именем и фамилией другого человека, которого он должен был описать. Да так точно, чтобы можно было легко догадаться, о ком идет речь!

Поздно вечером ребята сдавали творческие работы, и теперь у учителей (после отбоя) начиналось невероятно интересное занятие – чтение и анализ текстов. Работа педагогов заключалась не только в том, чтобы определить, кому можно дать первое, кому второе, а кому третье место. Самое главное, что ожидало ребят на другое утро – это разбор полетов. Неторопливый, обстоятельный, нацеленный не на поиск недостатков, а на подчеркивание успехов и выстраивание дальнейшей траектории творчества для каждого ребенка.

Мастер-классы стали стержнем слета, на котором крепились и прочие мероприятия, к примеру, вечерняя ролевая игра. Дело в том, что юные авторы столкнулись с такой понятной проблемой, как недостаток опыта. Как, например, описать психологию поступков мамы или папы, если пока что единственные известные тебе роли – это ребенок и ученик? Вечерняя игра помогла участникам слета стать на время и родителем, и бабушкой-дедушкой, и учителем, и даже директором школы! Ребята разыгрывали отнюдь не простые сценки, и каждому из них пришлось применить свое красноречие и умение договариваться, слышать друг друга. А потом учителем был прочитан свой рассказ, который может получиться из таких ситуаций.

Что еще включал в себя такой слет? Конечно же, оздоровительные процедуры, например, плавание в бассейне, утренняя зарядка с тренером ЛФК, кислородный коктейль, велопрогулки по зеленой лесной зоне и концерты, где наши ребята читали отдыхающим санатория стихотворения собственного сочинения. Квест-игры, шахматы и шашки, загадки и фокусы, фотосессии и просто общение. Наверное, самым таинственным и трогательным мероприятием слета стали вечерние (почти ночные!) «свечки», на которых ребята делились самым сокровенным, что произошло у них за день, чему научились, с какими радостями и трудностями они столкнулись. Это были непередаваемые эмоции. Дети раскрылись совершенно с иной стороны – не только для педагогов, но и для самих себя.

На закрытии слета каждый получил самый лучший, самый памятный подарок – хорошую художественную книгу. Вениамин Каверин, Владислав Крапивин, Юрий Коваль, Ирина Токмакова, Ксения Драгунская – это далеко не полный перечень авторов, чьи книги достались детям. Каждая была подобрана исходя из особенностей конкретного ребенка, с индивидуальной дарственной надписью. Много еще сюрпризов осталось «за кадром» статьи: например, послания от сказочных существ, которые ожидали ребят вместе с шоколадками в их номерах. Когда-нибудь обо всем этом ребята напишут в своих рассказах.

А пока можно с уверенностью сказать, что такая форма работы, как выездной тематический слет, да еще и на базе санатория – очень перспективная методическая находка, которая может быть использована в работе учителями самых разных предметов.

Только вперед, к новому и интересному! Никогда не останавливаясь на достигнутом – с таким девизом приятно работать учителем.


Об авторе:

Алексей Владимирович Бутусов – участник Всероссийского конкурса «Учитель года России» - 2016, учитель русского языка и литературы Красноткацкой средней школы, Ярославская область, руководитель литературной студии «Проба пера»


Стихотворения участников слета

Литературной студии «Проба пера» - 2019


Про жирафа


Я хочу себе жирафа,

Только мне не разрешают,

Потому что больше шкафа

И в квартиру не влезает.


Да и чем его кормить?

Он совсем не любит кашу!

Мама правду говорит,

Что не ест он пищу нашу.


С мамой в зоопарк мы едем

На жирафа посмотреть.

Вот олени, вот медведи.

Вдруг… я стала столбенеть!


На меня смотрело чудо,

Высотой почти как дом.

Как я жить с ним дома буду,

С этой шеей и хвостом?


Смотрит на меня «милаха»

И, наверно, хочет съесть.

И решила я со страху

Под автомобиль залезть.


Добрый сторож, дядя Боря,

Еле вытащил – герой!

Ну а дома, в коридоре,

Ждал меня котенок мой.


Теплый, ласковый, пушистый.

Не мешает ему шкаф.

Взгляд его такой лучистый…

Нет. Не нужен мне жираф.


Короткова Надежда, 13 лет



Девочка Тома


Весь год путешествует

Девочка Тома

От дома до школы,

От школы до дома.

То кошка ей встретится

Возле дорожки,

То жук, то лягушка,

То мальчик Сережка.

То желтый цветок

Или снежные горы,

Задорный звонок

И улыбка вахтера.

От дома до школы,

От школы до дома…

Какая счастливая

Девочка Тома!


Паучок


Сижу я у окошка

И вижу паучка.

Мохнатый он немножко,

И смотрит в облака.


Я сразу подскочила

И убежала прочь.

«Ай, мама! - завопила,

- Спаси скорее дочь!»


А мама на работе.

Ну разве я боюсь?

Я не трусиха вроде,

Я только отдышусь...


Себе я на ладошку

Сажаю паучка.

Пушистый, словно кошка.

Дрожит моя рука.


Он вроде и не страшный

И чуточку смешной.

Почти ручной, домашний.

- Ты будешь жить со мной?


Мы делимся эклером,

О нем забочусь я.

Зовут его Валера,

Теперь мы с ним друзья.


Ускова Варвара, 10 лет


Крымское


Еду в Крым я почему-то в феврале,

Из метелей в предвесеннюю погоду.

Перепуталось все нынче на Земле:

Что откроется мне в это время года?


Там рассветы так приветливы гостям,

Там прибой морской ласкает нежно ноги.

Серпантин петляет круто, не шутя.

Темный лес наполнен хвойной тишиною.


Тают крупные снежинки на стекле.

Но предчувствиями я полна и рада.

Еду в Крым я почему-то в феврале.

Значит, так положено. Так надо.


Бодрова Ксения, 14 лет