​В обсуждении приняли участие эксперты ведущих министерств и ведомств, ответственных за развитие системы образования, включая представителей министерства науки и высшего образования, ведущих университетов, а также представители бизнеса, участвующего в развитии российского образования. Модератором сессии выступил ректор Всероссийской академии внешней торговли Сергей Синельников-Мурылев.

Спикеры обратили внимание на необходимость комплексных институциональных преобразований в образовательной среде и на поиск механизмов эффективного взаимодействия системы образования с рынком труда, которые должны учитываться при подготовке кадров в будущем.

Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, представила внимаю участников экспертной дискуссии аналитический доклад о системных вызовах в сфере образования России. Основной посыл доклада был направлен на актуализацию необходимости институциональных реформ в образовании, а именно - в рамках проведения бюджетного маневра, оценке государственных экзаменов, контрольных цифр приема и изменений подходов к механизмам бюджетного финансирования ВУЗов и организаций СПО, аккредитации вузов. Клячко обратила особое внимание на недостаточность финансирования образования в России.

— Сегодня очень много говорят о национальном проекте "Образование", и мы посмотрели, как в будущем должна измениться ситуация по финансированию сферы образования. К 2019 году этот показатель должен составить 3,7 % ВВП. По нашим расчетам нужно 4,4 % или 4,6 % ВВП, чтобы система образования могла нормально развиваться и эффективно готовить кадры для роста отечественной экономики, — отметила эксперт.

Генеральный директор корпорации "Российский учебник" Александр Брычкин обратил внимание на самые острые вопросы, которые предстоит сегодня решать современной школе. 

— Возможны ли инвестиции без институциональных реформ? Сегодня перекосы есть даже в таких вопросах, как финансирование закупки учебных материалов для общеобразовательных организаций. Разница в обеспеченности средствами из бюджета разных регионов доходит до 5 раз! Если сопоставить, например,  Москву с Марий Эл или Тамбовской областью, то разница окажется очень значительной, — констатировал гендиректор. — И в связи с этим не все учебные материалы, которые хотели бы использовать педагоги, удается закупить и обеспечить ими учащихся. Исправление этой ситуации могло бы положительно сказаться на образовательных результатах в этих областях и регионах. И, конечно, требуют самого пристального внимания те вопросы, которые наиболее актуальны для российского образования – количество мест в школах, строительство новых школ, реконструкция тех школ, которые сейчас находятся в эксплуатации, увеличение количества педагогов – профессия должна стать привлекательной для молодых людей и для тех, кто по каким-то причинам из этой профессии ушел». 

О значимости институциональных изменений говорил и Сергей Кравцов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. 

— Для эффективной деятельности системы образования необходима объективная оценка на всех уровнях (система объективной оценки школьников, учителей, директоров школ, студентов, ректоров, преподавателей и т.д.), но не для того, чтобы просто наказать или сказать этот хороший или плохой, а для того, чтобы потом оказать соответствующую помощь и поддержку. Только тогда система образования будет работать, – отметил Сергей Кравцов.

При этом, по мнению ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, в образовательной системе существуют секторы, вложение в которые не должны быть обусловлены серьезными институциональным преобразованиями, но могут существенно повысить уровень и качество образования, а именно: НИОКР в вузах (финансирование их научной деятельности сейчас недостаточно) и решение проблемы чрезмерной нагрузки на преподавательский состав.

Также Кузьминов обратил внимание на ограниченный характер влияния образования на развитие экономики: "Образование является одним из факторов роста экономики. Человека еще должны нанять и соответственно экономика должна его признать нужным, платить ему зарплату и тогда человеческий капитал сложится. В этом отношении образование, которое выходит за рамки платежеспособного спроса экономики и которое не может сформировать в свою очередь этот платежеспособный спрос, – это затраты, которые не приносят экономический рост".

По мнению ректора РАНХиГС Владимира Мау, при принятии решений в сфере образования необходимо учитывать уровень развития территории, на которой эти решения должны реализовываться. В то же время он обозначил и самоценный характер образования: "Должно ли образование дать экономический рост? Не должно! Образование ценно само по себе. Образование приносит общественное благо и нельзя образование измерять вложением или невложением в экономический рост. Образование – это фактор устойчивости страны".

О реализации национальных проектов и системных преобразованиях в высшем профессиональном образовании рассказала Марина Боровская, заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации. По ее мнению, необходимо обратить внимание на формирование инфраструктуры учебных заведений. 

— Инфраструктура учебных заведений не определяется только материально-технической базой, информационными ресурсами и финансовыми ресурсами, это прежде всего качество профессионального сообщества, профессорско-преподавательского состава, научного потенциала. От качества инфраструктуры зависит успех преобразований и тех задач развития, который ставит перед собой конкретный университет, — заключила Марина Боровская.

Фото сайта minobrnauki.gov.ru