​- Анна Игоревна, скажите, какие шаги для индивидуализации образования были предприняты в последние десятилетия?

- Самый главный шаг – это, несомненно, ФГОС, в котором говорится, что нужно учитывать особенности и возможности ребенка, добиваться не только предметных результатов, но и развивать мышление, коммуникативные умения, личность в целом. Однако зачастую получается, что некоторые учителя начинают применять ФГОС как пошаговую инструкцию, перекладывая на ребенка слишком большую часть ответственности. 

Например, так часто происходит с критериальным оцениванием: ученику начальной школы предлагается самому оценить свою работу по 12-15 критериям. Детей это часто запутывает, мотивация снижается. Вместо того, чтобы попробовать критически взглянуть на свою работу со стороны, ребенок просто стремится угадать, что имеет в виду учитель. 

Формирование универсальных учебных действий должно идти пошагово, с учетом возрастных особенностей детей. Неправильно понятая концепция может нанести вред. Но, если учитель применяет ФГОС к себе – на уровне целей, проектирования учебного процесса, ориентиров и акцентов, а потом через комплексный подход к детям – тогда выходит прекрасный результат.

- Какие факторы должен учитывать педагог, выстраивая индивидуальный подход в классе?

- В начальной школе огромную роль играет зрелость мозговых структур, и это подчеркивают нейропсихологи и физиологи. Есть вещи, которые ребенок не может сделать не потому, что он не старается, не потому что он плохой или глупый, а потому что темпы биологического развития у всех разные, и это нормально. Физиологический возраст и «паспортный» возраст могут отличаться на два года и в ту, и в другую сторону. Опытные учителя это учитывают. Например, они разбивают класс на группы, дают индивидуальные задания, проводят дополнительные занятия. 

- Но что же тогда мешает учителям реализовать такой подход?

- Работа учителя, несомненно, определяется его мастерством, опытом, образованием и уровнем профессионализма. Есть и еще один большой пласт того, что влияет на его работу – это творческая, интуитивная составляющая. Если мы говорим об индивидуальном подходе к ребенку, это автоматически подразумевает индивидуальный подход и к учителю. Мы должны учитывать не только то, в каком состоянии ребенок пришел в школу, но и состояние учителя во время работы. Если он ощущает усталость, загнанность, то выполнять творческую работу в таком состоянии очень сложно. 

Если у учителя нет времени на саморазвитие, не хватает сил на то, чтобы придумать интересный урок, его мотивация значительно снижается. Необходимо констатировать, что сегодня у школьного учителя действительно много административной работы.

- Какие инструменты существуют, чтобы решить эту проблему?

- Компьютер легко оперирует большими объемами данных. Мы можем поручить ему статистику, текущий контроль – до определенной степени, конечно. Ведь машина бездушна. 

Например, Яндекс.Учебник учитывает несколько простых параметров выполнения заданий, на основе которых учитель может получить достаточно четкую картину как по классу в целом, так и по отдельному ученику. Например, что может нам сказать такой параметр, как «время выполнения задания»? Вот, например: ребенок делал в течение месяца все задания с некоторой средней скоростью. И вдруг задание, выданное на дом, выполняется за доли секунды. И учитель думает: может, это папа пришел с работы и «помог» ребенку, а точнее, просто сделал все за него? Здесь на самом деле есть о чем поразмышлять: то ли задание было для ученика слишком сложным, то ли родители не совсем верно представляют себе свою роль в поддержке своего ребенка. Анализ сложившейся ситуации позволит более гибко настроить учебный процесс. 

Сервис показывает и количество попыток, сделанных ребенком при выполнении каждого задания, и формирует диаграмму по классу. Из этой информации можно понять, какое задание вызвало трудности у большинства. Например, до этого все задания решались с первой попытки, и вдруг появилось задание, которое кто-то не решил, кто-то решил с третьей попытки, а кто-то вообще пропустил. Это диагностический признак.  Есть возможность углубиться и посмотреть, что это за задание, сколько времени в среднем дети на него тратят, или возможно, надо проработать его на уроке со всем классом. 

- Чем отличается структура урока с использованием цифровых технологий, например, Яндекс.Учебника от урока без использования цифровых технологий?

- Применение такой технологии, как Яндекс.Учебник, может поменять ход урока, разумеется, если педагог считает это уместным и необходимым. Для этого учителю нужно хотя бы поверхностно быть знакомым с подходом смешанного обучения, при котором совмещаются разные педагогические инструменты, в том числе цифровые. Описано около сотни всевозможных моделей смешанного обучения. Самые популярные и известные – это «перевернутый класс» и «ротация станций». 

Каждый, кто учился в вузе и ходил на семинары, понимает, что такое «перевернутый класс». Дома происходит теоретическая подготовка, а на семинаре – практическая работа, обсуждение, осмысление. Литературу в школе, например, так изучали всегда. Дома дети читают произведение, а на уроке его обсуждают. Этот подход может быть применим и к другим предметам, другим учебным ситуациям.

«Ротация станций» - это модель, которая позволяет учителю работать с несколькими группами одновременно. Учебное пространство организуется таким образом, что часть класса занимается одной фазой процесса, часть – другой (а может быть, и третьей, и четвертой…). Потом они меняются: переходят от одной «станции» к другой.

Понятно, что любые изменения структуры урока, отход от традиционной формы, требуют предварительной подготовки. 

- Как можно использовать Яндекс.Учебник в такой модели?

- Учитель может раз или два в неделю проводить занятие в компьютерном классе или библиотеке с использованием Яндекс.Учебника. Часть детей работает за компьютерами по предварительно собранному учителем набору заданий, а вторая группа в этот момент работает с учителем. Потом они меняются местами. Понятно, что и задания могут быть разными, вплоть до индивидуальных, а группы не обязательно будут поделены строго пополам. 

В качестве домашней работы, можно давать не только задания на отработку пройденного материала, но и подготовительные задания: на наблюдение, поиск, проблемные задания. А погружение в новый материал начать с их обсуждения. 

Я советую учителям не давать задания на опережение даже тем, кто хорошо справляется. Потому что это способствует расслоению класса в нехорошем смысле этого слова. В нашем сервисе есть задания, которые связаны с тем, что класс проходит сейчас, просто чуть выше уровнем сложности. Это еще не олимпиадные задания, но уже и не простые, которые можно найти в обычном учебнике. Есть и общеразвивающие задания.

Так что, Яндекс.Учебник открывает большие возможности для индивидуализации учебного процесса. Как разработчики мы стараемся сделать так, чтобы это было максимально удобно учителю, чтобы он мог быстро найти то, что ему нужно. Пара кликов, и набор заданий сформирован. Учитель набирает 12-15 карточек и тратит на это 10-15 минут. Кроме того, он может собрать несколько вариантов задания. Почему всем нужно обязательно давать одинаковые упражнения или задачки? Кому-то нравятся сказки, а кого-то порадуют забавные истории из школьной жизни. 

Одни и те же правила русского языка можно отрабатывать на разных текстах, а арифметические действия – на задачах с разными героями. Детей это увлекает, потом можно обсудить «кому что досталось».

- Анна Игоревна, а разве учитель, который уже второй или третий год занимается с классом, не знает, кто усваивает материал быстрее, а кто медленнее? Зачем ему дополнительная статистика?

- Фактически, это мгновенная обратная связь для учителя. Она нужна, чтобы более тонко настроить учебный процесс. Это всегда актуально. Не так интересно, кто в целом отстает, а кто опережает программу. Интересно прослеживать движение класса и отдельных учеников по учебной программе, фиксировать изменение скорости этого движения. 

- В каком виде сервис предлагает учителям индивидуальные траектории для учеников?

- Яндекс.Учебник не создает готовые образовательные траектории, он лишь инструмент в руках учителя. Собирая пакеты заданий, педагог может использовать их как угодно – дать задания каждому ребенку отдельно, по группам или всему классу. Ориентируясь на статистику, он может выбирать тему, количество повторений, варьировать сложность заданий. Все решения принимает учитель. 

Сервис только помогает учителю сэкономить время на автоматизации тех процессов, которые он и так делает – проверяет тетради, анализирует результаты и подбирает задания. Но сервис ни в коем случае не заменяет собой учителя.

Использование Яндекс.Учебника экономит время не только учителей, но и учеников. А это в свою очередь позволяет больше внимания уделить коммуникативным практикам, групповой и проектной работе.  

- А что делать учителю в освободившееся время?

- Первое, что ему нужно сделать – это выдохнуть. Когда моя команда разрабатывает задания, мы думаем о том, чтобы они были качественными и интересными. Но больше всего мы думаем о том, чтобы разгрузить учителя. Именно в такой момент, в минуты созерцания, посещает вдохновение, рождаются новые идеи и появляются силы для новых свершений.


Фото Пресс-службы проекта Яндекс.Учебник