Первый конкурс состоялся в марте-октябре 2016 г. Тогда его участниками стали более 100 молодых преподавателей из России и стран СНГ. На финал конкурса, который проходил на базе МПГУ, были приглашены 15 лучших молодых преподавателей России и стран СНГ в качестве участников, а также 15 молодых преподавателей из вузов стран Содружества в качестве гостей конкурса. Программа финала помимо конкурсной части предусматривала экскурсии по памятным местам Москвы, а также общение и обмен мнениями участников и гостей с организаторами конкурса и между собой.

В результате проведения первого международного конкурса молодых преподавателей вузов «Педагогическое начало» была создана и апробирована модель проведения международного конкурса молодых преподавателей педагогических вузов государств-участников СНГ, инициировано объединение молодых преподавателей в рамках Евразийской ассоциации педагогических университетов, организованы стажировки для молодых преподавателей стран СНГ – победителей и призеров финала конкурса.

В целом, конкурс способствовал дальнейшей интеграции педагогических университетов в области образования и науки, развитию межкультурного диалога на пространстве Содружества, что отмечали в своих отзывах участники и гости финала I Международного конкурса молодых преподавателей «Педагогическое начало». Данные выводы послужили основанием для принятия оргкомитетом решения о необходимости регулярного проведения конкурса.

II Международный конкурс стартовал в начале февраля и продлится до 20 апреля 2018 г., когда завершатся конкурсные испытания очного этапа и станут известны имена победителей и лауреатов.

Конкурс проводится в целях дальнейшего укрепления международного сотрудничества вузов СНГ в сфере педагогического образования путем предоставления дополнительных возможностей для развития научного и творческого потенциала, самореализации и дальнейшего профессионального роста молодых преподавательских кадров на пространстве Содружества.

Проведение конкурса поможет организовать обмен эффективными образовательными практиками, влияющими на повышение качества высшего педагогического образования в странах Содружества и будет

способствовать дальнейшему развитию академической мобильности профессорско-преподавательского состава педагогических вузов государств-участников СНГ.

Конкурс приурочен к Году культуры в СНГ и 145-летию Московского педагогического государственного университета.

Организационно II Международный конкурс «Педагогическое начало» также, как и I конкурс, состоит из двух этапов: заочного, предполагающего экспертизу подготовленных и присланных участниками материалов, и очного, включающего конкурсные испытания для финалистов.

На заочный этап конкурса поступили заявки от более чем 100 участников, представляющих организации высшего и дополнительного профессионального педагогического образования России, Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана.

Центральной темой конкурса 2018 г. стало онлайн образование в высшей школе стран СНГ. Данная тема предложена конкурсантам для самостоятельной проработки и написания эссе, по этой же теме будет проходить панельная дискуссия на очном этапе

К настоящему моменту завершился заочный этап конкурса, на который конкурсанты помимо эссе о перспективах онлайн образования в высшей школе представили разработки своих занятий со студентами, видеоролики «Почему я выбрал профессию преподавателя», а также ссылки на собственные профессиональные ресурсы в сети Интернет. Эксперты отметили достаточный уровень профессионализма молодых преподавателей, который проявился в том, что практически все конкурсанты представили на конкурс разработки занятий со студентами на хорошем профессиональном уровне, это говорит об умении эффективно организовать образовательный процесс, а также о стремлении молодых преподавателей применять современные наиболее эффективные образовательные технологии.

В целом конкурсанты предъявили конкурсные материалы, соответствующие основным требованиям критериев экспертизы. Экспертная группа отметила большой интерес участников Конкурса к проблематике онлайн образования, а также тот факт, что конкурс стал действенным стимулом для создания конкурсантами собственных профессиональных сайтов/ страниц в соцсетях.

Эксперты, подводя итоги заочного этапа конкурса, представили список 15 лучших участников конкурса по итогам экспертизы конкурсных материалов. Участники конкурса, вошедшие в шорт-лист, в соответствии с Положением о конкурсе приглашены на очный этап (финал) 19-20 апреля 2018 г. в Москве в Главном корпусе Московского педагогического государственного университета.

ШОРТ-ЛИСТ участников по итогам заочного этапа и прошедших в финал (очный этап) Конкурса

1. Абдилайып уулу Омурбек (Ошский государственный университет, Кыргызстан)

2. Алексанян Анна Сейрановна (Ереванский государственный университет, Армения)

3. Блохина Ольга Анатольевна (Институт развития образования Калининградской области, Россия)

4. Давлетшина Анна Александровна (Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко, Россия)

5. Загидулина Татьяна Андреевна (Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Россия)

6. Злобина Елена Александровна (Вятский государственный университет, Россия)

7. Ибрагимов Аман Илесович (Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан)

8. Куренная Елена Викторовна (Институт развития образования Краснодарского края, Россия)

9. Лагунова Ольга Владимировна (Белорусский государственный университет имени Максима Танка, Беларусь)

10. Мохова Вероника Олеговна (Нижегородский институт развития образования, Россия)

11. Осинина Татьяна Николаевна (Государственный гуманитарно-технологический университет, г. Орехово-Зуево Московской области, Россия)

12. Сагынбаев Эмиль Кадырбекович (Ошский государственный университет, Кыргызстан)

13. Сотникова Марина Сергеевна (Московский педагогический государственный университет, Россия)

14. Укибаев Рустам Жуманбекулы (Таразский государственный педагогический университет, Казахстан)

15. Шпак Дарья Сергеевна (Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Беларусь)

Финалистов ждут очные конкурсные испытания, которые позволят оценить уровень их профессионального мастерства:

- Открытое занятие для студентов – в течение 20 мин. участники конкурса проводят занятие для группы студентов;

- Мастер-класс для коллег - в течение 20 мин. участники конкурса представляют наиболее важную составляющую своего педагогического опыта, которая может быть интересна всем преподавателям.

Отличительной особенностью конкурса 2018 г. станет изменение условий проведения панельной дискуссии на очном этапе. В этом году не все финалисты, а только пятеро конкурсантов, набравших наибольшее количество баллов по результатам оценки двух очных конкурсных заданий, объявляются лауреатами Конкурса и приглашаются к участию в панельной дискуссии «Онлайн образование в высшей школе: миф или реальность?». В течение 1-1,5 часов участники Конкурса дискутируют с экспертами-лидерами педагогического образования. Победителями в конкурсном задании «Панельная дискуссия» и одновременно всего Конкурса становятся трое из пяти участников с максимальным количеством баллов по итогам очного этапа.

Подведение итогов конкурса в этом году будет проходить 20 апреля на площадках Московского международного салона образования - ММСО, что позволит участниками и гостям конкурса познакомиться с основными экспозициями ММСО и получить дополнительные возможности для повышения своей квалификации.

Оргкомитет конкурса благодарит всех, кто принял участие во II Международном конкурсе «Педагогическое начало», а также администрации вузов, профсоюзные организации, оказавшие поддержку проведению данного конкурса. От души поздравляем победителей заочного этапа и желаем всем им успешных выступлений на очном этапе.