Театр – это ценнейшее дополнение к любому воспитательному учреждению, и без него, на наш взгляд, несовершенна даже самая прекрасная школа.      Процесс получения знаний через искусство театра – это особый процесс, предельно личностный, эмоциональный, связанный с активным сопереживанием. Знания, полученные таким путем, запоминаются надолго.

Наш театр, несмотря на то, что не имеет своей сценической площадки, все эти годы очень востребован.  Мы много играли в школах, так как в школах хорошие сцены, и наш репертуар «В помощь усвоения школьной программы» одобрял и рекомендовал для показа Комитет по образованию (ныне Департамент образования).

Например, к уроку литературы относятся такие спектакли, как «Сказки А.С. Пушкина», «И вслед за веком жить спешил» - о жизни и творчестве знаменитого поэта А.Твардовского, «Люблю, коль случай есть, пороки пощипать» - о творчестве баснописца И.А.Крылова и др. К уроку истории театр показывал спектакли: «На Руси святой не бывать врагу» - о войне 1612 года и ее героях, Минине, Пожарском, о патриархе Гермогене. «Склоняюсь перед именем твоим» - это спектакль о героях 1812 года, Бородинском сражении, о создании Спасо-Бородинского монастыря.

Такие спектакли как «Сталинградская зима» («Незабываемое прошлое»), «Встреча», «Поклонимся великим тем годам», «Говорят погибшие герои», посвящены Великой отечественной войне 1941-1945гг.

А вот спектакли для урока ОПК (Основы православной культуры): «Великий святой земли русской преподобный Серафим Саровский», «Игумен земли русской преподобный Сергий» (о Сергии Радонежском, Дмитрии Донском и Куликовской битве), «Сказ о Петре и Февронии».

Есть спектакли и для младших классов. Для урока ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности) «А мы идем по городу», где в увлекательной форме сказочные персонажи знакомят детей с правилами дорожного движения. Или спектакль «Лис Лисыч и его друзья», музыкальная красочная сказка учит ребят любить и беречь природу, не мусорить в лесу, не разжигать костры и т.д.  Всего в репертуаре театра 27 спектаклей.

Мы сотрудничали со школами по многу лет. Дети, учителя, родители - все были довольны. По их мнению, спектакли на тематику школьных уроков лучше всего усваиваются именно в стенах школы. Наша работа отмечена грамотами и благодарностями как со стороны школ, так и со стороны Департамента образования.

Вот один из многочисленных отзывов о работе театра: «…Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице Отечественной истории. Все это видят наши дети во время спектаклей, показанных Московским драматическим театром художественной публицистики. Судьба учащихся Центра образования №1488 в наших руках, и мы вместе с театром будем решать поставленные воспитательные задачи. Выражаем надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество с театром. Директор ГБОУ ЦО №1488 В.П.Старкова».

Но два год тому назад школам в Москве было запрещено принимать театры на своих площадках. Вернее, официального запрещения не было, но были поставлены такие условия, что практически работа театра в школах полностью прекратилась.

Мы обратились в Департамент образования с просьбой помочь театру продолжить сотрудничество с системой образования в сфере духовно-нравственного воспитания учащихся через театральную педагогику.

Пришел ответ из Службы финансового контроля Департамента образования: «По-нашему мнению, организовать и провести в образовательных организациях показы театральных спектаклей возможно с учетом следующих особенностей…»  И далее прописывался, на их взгляд, механизм сотрудничества театра и школы, который состоял в следующем:

1. Родительский актив, или выбранный родитель, собирает по классам деньги на билеты. Заключает договор с директором школы о показе спектакля в школе и перечисляет эту сумму на расчетный счет школы.

2. Директор, в свою очередь, заключает договор с театром в соответствии с Законом №44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Если договор заключен, то директор перечисляет деньги, полученные от родителей, на расчетный счет театра. И тогда театр может приехать и показать спектакль.

На практике такая форма общения оказалась абсолютно нереальной.

Во-первых, родители, ссылаясь на занятость, отказываются брать на себя обязанность казначея.

Во-вторых, школы сейчас объединены, есть «главная школа» с юридическим адресом и реквизитами в банке и школы, так называемые, «структурные подразделения». Так что родителям, если они даже и соберут деньги, нужно ехать заключать Договор с «главной» школой, а ехать в незнакомую школу, к незнакомому директору, заключать с ним договор, это родители наотрез отказываются делать. Да и директору такая форма работы не кажется эффективной.

Таким образом, совместная работа театра и образовательных учреждений искусственно прервана. И мы не можем встретиться со своим зрителем. Безусловно, такую ситуацию хотелось бы изменить. Очень важно, чтобы дети и подростки могли видеть спектакли, которые учат их размышлять, сопереживать и верить в силу добра… И в этом смысле партнерство школы и театра непременно даст положительные результаты.

 

Об авторе

Елена Леонидовна Живейнова, художественный руководитель Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Московский драматический театр художественной публицистики», победитель регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в Москве в 2009 году