Уважаемые учителя литературы и истории, директора школ регионов России! Приглашаем присоединиться к интересному историко-филологическому проекту, который стартует в Новгородской области!

Название проекта: Социально-образовательный проект «Уникальное место России» с международным участием в рамках русско-японского сотрудничества с началом в перекрестный год России и Японии.

Цель проекта: апробация в пилотных общеобразовательных учреждениях в рамках внеурочной деятельности по ФГОС, в рамках внеклассного чтения по литературе и/или истории или в рамках воспитательной работы в 7-11 классах программы по изучению художественно-исторического романа журналиста «Учительской газеты» Светланы Потаповой «Надя-сан из села Медведь».

Историческая основа проекта: В селе Медведь Шимского района Новгородской области в 1904-1905 гг. в годы русско-японской войны располагался уникальный, единственный в Российской Империи массовый лагерь для 2500-3000 японских военнопленных. В наши дни в селе Медведь создано при финансировании Японии памятное место русско-японской дружбы. В селе Медведь также сохранился памятник федерального значения – Аракчеевские казармы, где содержались японские пленные в 1904-1905 гг. В местном музее есть подлинные вещи периода русско-японской войны. Ежегодно школьники села Медведь вместе с директором Токийского института русского языка Йосихико Мори (Япония) осуществляют раскопки на территории села с целью поиска намогильных камней с иероглифами, указывающими имена пленных, умерших от ран и болезней в период нахождения в лагере Медведя.

Педагогическая основа проекта: На изучение Русско-японской войны 1904-1905 гг. в современных российских учебниках истории отводится мало времени. Между тем, эта война стала поводом к первому в истории близкому контакту большой части населения двух стран, а также явилась предпосылкой первой русской революции 1905-1907 гг. Художественно-исторический роман «Надя-сан из села Медведь», посвященный уникальному лагерю для японских пленных в селе Медведь, опубликованный в «Учительской газете» 31 мая 2018 года (http://www.ug.ru/bookshelf/58) основан строго на документальных событиях и рассказывает о предпосылках, ходе и основных событиях русско-японской войны, а также содержит важные сведения о данном периоде пребывания японцев на территории России. В книге нашли отражение японский экономический взлет эпохи Мэйдзи, сравнение экономических и социальных параллельно происходивших реформ Японии и России конца 19-начала 20 веков, анализ образовательных систем двух стран указанного периода, причины поражения России в Русско-японской войне и причины первой русской революции 1905-1907 гг., следствием которой в дальнейшем стало падение Российской Империи и создание СССР. С точки зрения преподавания русского языка книга содержит диалектное произношение и диалектные особенности говора Шимского района Новгородской области, а также дает представление о языке русской интеллигенции начала 20 века. Для преподавания литературы книга дает возможность написания мини-эссе, сочинений и других творческих заданий, основанных на морально-этических проблемах, изложенных в романе.

Интересной возможностью преподавания являются интегрированные занятия по литературе и истории.

Научными консультантами книги «Надя-сан из села Медведь» являются с российской стороны: И. ХОХЛОВ, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Новгородского государственного объединенного музея-заповедника и с японской стороны Йосихико МОРИ, директор Токийского института русского языка, Япония (частичная консультация).

Международные связи проекта: село Медведь ежегодно посещает и держит тесную связь с медведскими школьниками директор Токийского института русского языка Йосихико Мори. В конце сентября 2018 года на 10-летний юбилей памятного места российско-японской дружбы в село Медведь приезжает делегация из Японии во главе с Генеральным консулом Японии, другие официальные лица. В рамках программы русско-японской дружбы Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого готовит к данной встрече издание романа С.Потаповой «Надя-сан из села Медведь». Продолжением встречи могут являться установленные контакты между преподавателями и учащимися России и японских городов.

Направления проекта: Литературное. Историческое. Экскурсионная деятельность. Проектная деятельность.

Экскурсионная деятельность: В селе Медведь сохранились исторические объекты, описанные в книге "Надя-сан из села Медведь": огромный комплекс Аракчеевских казарм 19 века, где содержались японские пленные, камни с иероглифами, здание народного театра и пожарной дружины 19 века, колокольня собора 19 века и др. В местном музее есть подлинные письма японских военнопленных и предметы, сделанные руками японских пленных. Ежегодно школьники ведут раскопки близ села Медведь с целью поиска 7 намогильных камней с иероглифами, им помогает директор Токийского института русского языка из Японии Йосихико Мори.

Межрегиональные связи проекта (на август 2018 года): Образовательные учреждения следующих городов и регионов: Казань, Пермский край, Костромская область, Псковская область, Республика Карелия, Санкт-Петербург, Тюмень.

Сайт публикации романа "Надя-сан из села Медведь": сайт "Учительской газеты", раздел "Книжная полка".

Ссылка на группу Вконтакте: В группу "Надя-сан из села Медведь"  поступает подробная информация и методические разработки учителей по данному проекту. Педагоги готовы поделиться с желающими разработками и программами. У новгородской гимназии "Гармония" уже разработаны виртуальный и реальный квесты на основе исторических материалов романа, экскурсии по месту событий, есть другие интересные наработки.

Приглашаем к участию в проекте всех желающих!